Осторожно: мошенники!

Мошенничество существовало, наверное, с начала времен и исчезнет только с человечеством. С развитием технологий и способы обмана стали более совершенными. Впрочем, большинство про них если не знает, то хотя бы слышало. И все равно находятся люди, которые подпадают под обаяние мошенников или сдаются перед их напором — и в итоге они оказываются обмануты.

Рассмотрим самые распространенные виды телефонного мошенничества, которые нашли свое отражение в материалах уголовных дел, возбужденных на территории Николаевского района.

Ваш сын устроил ДТП и убил человека

Этот тип мошенничества чаще всего «отрабатывают» на пожилых людях, играя на их любви к близким и эмоциональности. Мошенник звонит и сообщает, что сын (дочь, внук…) стал виновником ДТП с человеческими жертвами, ему грозит суд и заключение. Но «есть возможность решить вопрос до суда». Естественно, не бесплатно, а за определенное (часто немаленькое) вознаграждение.

К сожалению, в такой стрессовой ситуации люди склонны идти на все условия мошенников, не подвергая предлагаемую им информацию какой-либо критической оценке. Не играет роли, есть ли автомобиль у «виновника аварии», умеет ли он вообще водить (если моделируется другая ситуация, то обстоятельства тут тоже могут быть проигнорированы). Обманутые снимают со счетов последнее и передают похитителям. Те в свою очередь стараются действовать как можно быстрее, подгоняют и запугивают, не давая опомниться.

Так, жительнице нашего города вечером поступил звонок от мужчины, который представился майором полиции и сообщил, что её внук сбил пешехода на переходе. Пояснил, что за 3 млн руб. он готов сделать так, что в ДТП будет виновен сам пешеход. Когда женщина пояснила, что таких денег нет, а имеется только 30 тыс. руб., то преступник потребовал их перевести, при этом пояснил, что женщина не должна была прекращать телефонный разговор. Только после перевода денег злоумышленнику женщина позвонила внуку в другой город и узнала, что стала жертвой обмана.

Как уберечься? Как бы ни было страшно и как бы ни хотелось сразу начать действовать, возьмите паузу. Попытайтесь осмыслить ситуацию критически, а самое главное — первым делом свяжитесь с кем-либо из родных и уточните, насколько корректна информация. Если у вас есть родственники, которые могут попасться на удочку таких мошенников, научите их этому: сначала — звонок, потом — действия по обстоятельствам. Чаще всего этих простых мер достаточно, чтобы убедиться в отсутствии какой-либо проблемы. Если происходит какая-то заминка, паниковать тоже не стоит. Первым делом надо выяснить обстоятельства, а потом уже что-то делать.

«Странная активность” на карте

Сравнительно новый вид мошенничества. Злоумышленник представляется сотрудником банка, держателем карты которого жертва является. Доверительно сообщает, что замечена странная активность, нетипичные действия со средствами на счете. «Сотрудник банка» предлагает разобраться с ситуацией, чтобы исключить воровство.

Подкупает в этой истории то, что звонящий не спрашивает реквизиты карты. Но суть этой аферы в том, что доступ к карте преступнику и не нужен — ему нужен доступ к вашему телефону. Чаще всего такие разговоры заканчиваются тем, что жертве сообщают, будто на их телефоне установлено вредоносное ПО, и предлагают удаленно «посмотреть», есть ли какие-то проблемы.

Подключившись к мобильнику жертвы, мошенник может делать все, что угодно, в том числе выводить любые средства на собственные счета. Доказать потом, что все это совершалось не самим держателем карты, будет очень сложно.

В нашем городе подобные случаи происходили по более упрощенной схеме. Представлялись сотрудниками отдела безопасности ПАО Сбербанк, предупреждали о подозрительной активности на счете клиента и предлагали перевести все средства со счета клиента на другой резервный счет, реквизиты которого они сообщат, пообещав после перевести средства на новый счет клиента, который они самостоятельно откроют в банке. При этом так же, как и в первом примере, требовали постоянно быть на связи до момента перевода денег. Разумеется, после перевода денег злоумышленникам, никакого возврата на новый счет не происходило.

Как уберечься? Если звонящий представляется вам сотрудником банка, не верьте ему «с порога». Такое странное внимание к вашим операциям по карте (а также странный номер, с которого совершается звонок, что тоже встречается) должно насторожить.

Помните: если у банка есть сомнения в том, что операции по карте совершал владелец, он первым делом блокирует карту, а потом разбирается, но не в обратном порядке.

Скажите «сотруднику банка», что вам неудобно разговаривать и вы сами перезвоните в банк после того, как появится возможность. Обычно этого достаточно, чтобы мошенники, почуяв, что жертва сорвалась, сами повесили трубку.

Вам положена компенсация

Не так давно мошенники разработали новую схему: теперь они представляются сотрудниками госструктур и рассказывают о возмещении ущерба по уголовным делам — конечно, несуществующим.

Так, злоумышленники сообщают людям, что тех якобы признали потерпевшими по делу об обороте фальсифицированных БАДов и лекарственных средств, и даже предоставляют некие «правовые документы». Потом они предлагают перечислить деньги, чтобы обеспечить дальнейшее возмещение морального вреда. Некоторые из мошенников вначале сообщают о компенсациях, а потом еще раз звонят — уже от имени «бесплатного адвоката», якобы назначенного государством, или от представителей различных государственных структур и те начинают под разными предлогами выманивать деньги.

Подобные случаи неоднократно происходили и в нашем городе. Так, мошенник позвонил жителю нашего города и, представившись представителем Следственного комитета Москвы, пояснил, что ей положена компенсация в размере 500 000 рублей за ранее полученные БАДы, которые оказались фальсифицированными. При этом попросил перевести 10 000 рублей для открытия счета в одном из банков Москвы. Получив перевод, мошенники стали неоднократно звонить с разных телефонов, представляться сотрудниками прокуратуры Москвы, Генеральной прокуратуры, отдела безопасности банка и службы внутренней безопасности банка. Просили перевести деньги для разных целей (для перевода средств из одного банка в другой, для возможности перечисления денег с электронного счета на почтовый и так далее), всего преступники получили от своей легковерной жертвы более 200 000 рублей.

Вы выиграли в лотерею, получили льготный кредит…

Мошенники могут представиться сотрудниками оператора мобильной связи, любой компании, которая разыгрывает призы или представителем банка. К примеру, они сообщат доверчивому гражданину, что тот выиграл в лотерею, но для получения денег нужно оплатить комиссию за перевод выигрыша из зарубежного банка в российский.

Мошенники научились подделывать не только телефонные номера, но и использовать фоновый шум, создающий видимость работы офиса. Кроме того, потенциальным жертвам может звонить робот, подделывающий любые голоса.

Так, жителю нашего города по телефону пообещали кредит на сумму 500 000 руб. по льготной ставке в одном из банков Москвы. Для этого необходимо было перевести деньги на сумму 14 000 руб. для открытия счета. После этого, убедившись в легковерности мужчины, к нему стали поступать звонки от мошенников, которые представлялись сотрудниками банков, страховых компаний и просили перевести различные суммы за оформление договора кредитования, доставки письменной копии договора в город, оформление электронной подписи, открытия счета и так далее. Всего у потерпевшего путем обмана было похищено 148 000 руб.

В других случаях жертвой обмана становились жители города при покупке в интернет-магазинах.

Обманутым покупателям редко удается вернуть потраченные деньги и наказать преступника, потому нужно заботиться о своей безопасности, а в случае обмана бороться за справедливость.

Перед покупкой необходимо внимательно изучать отзывы о магазине, заказывать вещи только на проверенных платформах, не соглашаться на предоплату, сохранять все платежки. Не покупать товары, которые стоят намного ниже рыночной цены, имеют большую скидку (более 10%). Общаться напрямую с продавцом, обсуждать условия доставки, возврата. Не покупать товар на сайте, у которого нет никаких данных для связи (адреса, телефоны, координаты, E-mail).

Так, житель города приобрел через интернет-магазин запасные части на автомобиль, оплатил покупку и стал её ждать. При получении на почте увидел, что в посылке вместо запасных частей находится гречневая крупа. В другом случае мужчина оплатил по явно заниженной цене покупку квадрокоптера, при получении посылки в ней оказался игрушечный вертолет.

В других случаях при проведении предоплаты товар вообще не поступал. Так, мужчина заказал комплект зимней резины на автомобиль за 4 000 руб., товар так и не пришел.

Чтобы не стать жертвой мошенников, прежде чем переводить кому-либо деньги, стоит вначале критически осмыслить ситуацию.

Самые распространенные способы понять, что вам звонят мошенники: вас просят сообщить CW-код карты, кодовое слово, код из sms или диктуют вам реквизиты для перевода.

Подозрения должны возникнуть, если: звонящий отказывается назвать себя, давит или торопит, обещает легкие деньги, просит никому не сообщать о разговоре и его содержании, просит перевести деньги по различным причинам.

Нельзя рассказывать незнакомцам ничего, что связано с банковским счетом, паролями, паспортными данными, кодовыми словами. Ни в коем случае не стоит сообщать номер карты и напечатанный на ней трехзначный код. Если возникли малейшие подозрения, следует попросить перезвонить позже, не лишним будет сказать, что вы записываете разговор. А лучше — просто повесить трубку. И, конечно, обязательно надо перепроверить информацию: например, перезвонить на «горячую линию” банка.

О. Лобачёв, помощник прокурора.

Поделиться
   

Анонс

Кто они, герои нашего времени? Это наши милые, дорогие медицинские сестры, работавшие в «красной зоне», спасавшие больных, заразившихся коронавирусной инфекцией. Читайте о них в газете «АЛ» за 12 мая.

В чем счастье семьи Бурмакиных? Что они сами об этом думают? Читайте в газете «АЛ» за 12 мая.

x
   

Анонс

Кто они, герои нашего времени? Это наши милые, дорогие медицинские сестры, работавшие в «красной зоне», спасавшие больных, заразившихся коронавирусной инфекцией. Читайте о них в газете «АЛ» за 12 мая.

В чем счастье семьи Бурмакиных? Что они сами об этом думают? Читайте в газете «АЛ» за 12 мая.

x