А вы на балалайке сыграть смогли бы?

Ответить положительно на этот вопрос в наше время может едва ли один из 10000 наших современников. Более 100 лет назад балалайка была в каждом доме и играть на ней умели почти все. Играл и простой народ, и господа. Даже сам император Николай И любил импровизировать на балалайке.

Усовершенствованная талантливым русским музыкантом Василием Васильевичем Андреевым, она покорила весь мир, стала музыкальным символом России. Триумф балалайки по всему миру продолжался с 80-х годов 19 века до середины 20 века. Сейчас балалайку уже не увидишь и не услышишь ни в городах, ни в селах. Но только не в Николаевске! Рождавшийся под звуки балалайки город, пожалуй, единственный в крае, который можно назвать городом балалаечным (по свидетельству первостроителей Николаевска, сподвижников Г.И. Невельского, балалайка была первым музыкальным инструментом, звучавшем в первой казарме будущего города).

В 1986-2006 годах в городе одновременно функционировало 3 балалаечных ансамбля, участники которых дали 415 концертов.

Сегодня мы беседуем с создателем и руководителем балалаечных ансамблей В.М. Бойко, который знает о балалайке почти всё.

— Виктор Моисеевич, почему Вы часто употребляете слова «современная балалайка»? Разве были и не современные?

— Да. Первое упоминание о балалайке есть в Стрелецком приказе 1688 года и известном Реестре Петра Великого. В то время балалайка была примитивным инструментом, с двумя-тремя струнами и пятью навязными жильными ладами. 23 декабря 1886 года В.В. Андреев впервые выступил в высшем обществе в Петербурге с новой балалайкой (на таких мы играем и сейчас).

— Вы единственный балалаечник в городе?

— До меня в Николаевске никто не играл на балалайке. Моя любимая форма работы — лекция-концерт, где рассказываю о богатейшей истории русской балалайки, иллюстрируя свой рассказ на инструменте. Но в высоком значении балалаечником себя не считаю. Я любитель-самоучка, бренчу, как могу, посмотреть и поучиться было не у кого.

— Хорошо «бренчите»! Такой шквал аплодисментов всегда на Ваших выступлениях, хотя и выступаете один, без аккомпанемента.

— Да. Принимают балалайку, действительно, хорошо в любой аудитории и школьники, и взрослые.

— Помню и я, как в 2003 году школа № 4, где я работал, в краевом конкурсе получила звание «Школа года», во многом благодаря Вашему ансамблю балалаечников. Из всей двухчасовой программы школьной самодеятельности взяли на заключительный концерт смотра в РДК только Ваш ансамбль.

— Да, было такое… Даже неудобно перед коллегами. Люди готовились, а взяли только балалайки. Да и не могли не взять, ведь играли мои второклассники (без музыкальной подготовки) довольно серьезные произведения: «Светит месяц», «Коробейники», «Ехал казак за Дунай». Причем играли в двухголосном изложении не только темы, но и вариации!

— Когда Вы познакомились с балалайкой?

— Лет с 9-10-ти. Жили мы тогда в поселке Санники на озере Кизи. «Играли» дома на поленьях, за неимением балалайки (так хотелось играть, это был тогда самый модный и популярный инструмент). Когда старшая сестра Вера принесла старенькую балалайку без струн, я потерял дар речи. У нас будет своя балалайка! Струны натянули из проволоки, выстрогали «кобылку». Как научился играть, не помню. Но играли тогда все «Подгорку», под которую плясал и сам Г.И. Невельской. Тогда она называлась «Восьмёрка».

— Что можно сыграть на балалайке?

— Профессионалы играют «Чардаш» В. Монти, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова. Мой «потолок» — «Я встретил вас», «Полонез» М. Огинского, вальс «Грёзы» В.В. Андреева. Но в основном собственные обработки народных мелодий (около 60 песен и пьес). В их числе: «Светит месяц», «Калинка», «Николаевская кадриль», «Коробейники», «Цыганочка» и другие. Сейчас открыл новую стезю — танго и современные мелодии и ритмы, в том числе и зарубежные.

— Трудно ли научиться игре на балалайке?

— У меня своя методика, система, школа. Суть ее: человек, ни разу не державший балалайку в руках, через 10-15 минут (иногда через 5 минут) уже играет первую простую мелодию или аккорды. Через 30 минут звучит ансамбль. Через неделю можно выступать на концертах.

— И Вы могли бы помочь в организации кружка-ансамбля где-либо: в учебном заведении, на предприятии, в организации?

— С удовольствием!

— Что для этого нужно?

— Желание того или иного руководителя школы, предприятия. К сожалению, такого желания сейчас ни у кого нет. Примета времени — живое исполнение заменено фонограммами, электроникой, синтезаторами и тому подобное. А желающих научиться игре на балалайке (гармони) очень много. После выступления в школе всегда выстраивается очередь школьников, желающих хотя бы подержать в руках чудо инструмент, попробовать играть или хотя бы прикоснуться к нему и, конечно, сфотографироваться с красивой балалайкой. Не менее половины класса поднимают руки

с просьбой записать на балалайку. Такие просьбы звучат для меня как хорошая музыка. Останавливает проблема: где взять инструмент? В магазинах нашего города, района нет балалаек. Поэтому, пользуясь случаем, обращаюсь к жителям города: не выбрасывайте старые, даже сломанные (с дефектами) инструменты. Любую балалайку можно починить, возродить к жизни, сделать пригодной для первоначального обучения.

— Почему так восторженно принимают балалайку?

— А секрет, наверное, в самой балалайке, в её неповторимом и ни с чем не сравнимом тембре и оригинальности приемов исполнения. Машет рукой исполнитель, вроде балуется, а звучит музыка. Да еще какая!

Моя мечта — чтобы звучала балалайка везде, чтобы не забыл наш народ свою истинную национальную культуру, основой и фундаментом которой являются русские народные инструменты, в том числе и балалайка.

— Что для этого нужно?

— Чтобы появились балалайки в свободной продаже, ввести в школах обучение игре на балалайке хотя бы в течение одного года, а в вузах и техникумах хотя бы в течение одного семестра. Шире пропагандировать балалайку, наш национальный инструмент: проводить концерты-кон курсы исполнителей на народных инструментах, приглашать балалаечников для участия в различных мероприятиях в городе — в библиотеки, ветеранские организации, музеи и особенно в школы и училища.

Александр СТЕПЕНЬ.

Поделиться

Анонс

Анонсы на 28 февраля

 

Теперь мои ценности – семья, ребенок. Простые и понятные для каждого человека, и от этого цена невероятно высокая.

Подробности читайте в газете «АЛ» за 28 февраля

 

Концертная программа началась с захватывающего выступления образцового вокального ансамбля «Светлячок» Детской школы искусств.

Подробности в газете «АЛ» за 28 февраля

 

История семьи Николая и Антонины Мавровских – это история о любви, терпении и совместных усилиях.

Подробности в газете «АЛ» за 28 февраля

 

А вместе они родители троих мальчиков и шести девочек …Сейчас у супругов 17 внуков! Вот такое бесценное богатство!

Подробности в газете «АЛ» за 28 февраля

 

 

x