Не слышен больше нежный звук баяна

В работе над подготовкой материала об одном из советских воинов-победителей, который участвовал в разгроме милитаристской Японии в 1945 году, Викторе Васильевиче Ржехине неоценимую помощь оказали его дочь Т.В. Масло и внучка Т.В. Радюковская. Огромное им спасибо за то, что бережно хранят память об отце и дедушке.

Губернский город Астрахань, который называли не иначе как рыбные закрома России, в 1916 году переживал не лучшие времена. Первая мировая война поставила и без того не слишком мощную экономику губернии на грань обвала. Мобилизация резко сократила число работников рыбной отрасли и объемы вылова рыбы. Инфляция, дороговизна на продукты питания заставили ввести фиксированные цены. Росло недовольство населения, что провоцировало массовые беспорядки и погромы торговых лавок.

Семья Ржехиных: Василий Иванович, его супруга Вера Федоровна и их дочь Тоня решили уехать в село Каралат, что недалеко от Астрахани. Здесь 24 июня родился маленький Виктор. Буквально через несколько дней они вернулись в город и жили на квартире у родных. В 1919 году Астрахань, окруженная хлебом и рыбой, умирала с голода. Солдаты на фронтах Гражданской войны болели тифом. Скоро эпидемия пришла и в Астрахань вместе с сотнями тысяч переселенцев. Отец Виктора заразился страшной болезнью и находился на грани между жизнью и смертью почти девять месяцев.

В 1921 году пришло письмо от деда из села Синенькие, в котором он звал к себе семью Ржехиных. Долго не раздумывали и стали собираться в дорогу. Вещей взяли немного, самой главной среди прочего скарба оказалась швейная машинка. Вера Федоровна была модисткой, умела шить буквально все и без машинки была как без рук и заработка. Надо сказать, что Василий Иванович свободно читал на английском, французском и немного на немецком языках, у него была большая библиотека, но пришлось отказаться от книг, велосипеда и части мебели.

Погрузились на пароход и отправились по Волге в родное село главы семейства. Синенькие того времени — волостное село, в котором были земское училище и церковная школа, больница, мельницы, несколько церквей и базар. Расположилось оно в 40 км от Саратова. На пароходе отец показал маленькому Вите машинное отделение и рассказал, как приводится в движение это чудо техники. Наверное, с тех пор у мальчика появилась мечта вырасти и стать машинистом. В селе семья стала жить с родителями Василия Ивановича. Для Виктора жизнь в Синеньких — самая счастливая пора. Он работал в саду с дедом и отцом, рыбачил, ездил с мамой в Саратов продавать яблоки, ходил в школу. Вера Фёдоровна много работала, учила шитью молодых девушек, никому не отказывала в помощи. В 12 лет Виктор впервые в жизни понес страшную утрату — умерла мама. Со школой пришлось расстаться, но на всю жизнь у него осталась тяга к познанию мира.

В 1930 году Ржехины уехали в Саратов, а через два года, когда Виктору исполнилось 16 лет, они вместе с отцом отправились на другой край земли — на Камчатку. Юноша осуществил свою мечту и выучился на машиниста электростанции. Ходил в море механиком на пароходе. Научился играть на мандолине, балалайке, гитаре, баяне, кроме того, сам мастерил звонкие балалайки. Виктор был поражен многообразием флоры полуострова, стал изучать растения, собирать их описания и гербарии. Посылал в Ленинград, за что удостоился награды и получил целую библиотеку научных книг.

С баяном Виктор, кстати, не расставался всю жизнь, даже когда пришлось воевать и освобождать Курильские острова.

В сентябре 1937 года подошел призывной возраст (тогда он был выше, чем сегодня), и Виктор отправился служить в Красную Армию. Попал он в пограничные войска здесь же, на Камчатке, и был командиром орудия истребительной батареи.

«Нашему полку была задача — охранять берег Тихого океана в Усть-Камчатском районе. А находились мы на расстоянии 120 км от устья… В августе 1938 года нам была объявлена «боевая тревога». Задача была — погрузиться на кунгасы и спуститься вниз по реке Камчатке на 120 км. Второй случай — немедленно по тревоге выехать в Усть-Камчатск: на горизонте появились японские военные корабли. Нам приказал комбат вырыть быстро в полный профиль окопы для орудия и зарядных ящиков. А где копать, мы в поселке рыбзавода, всюду огороды с картошкой. Туг появился хозяин и сказал: «Копайте на моем огороде, все равно урожай плохой». Дали команду «отбой», разрядили пушку, вынули снаряд и положили в ящик. Когда поехали в часть, в лесу в палатках были люди с семьями, ушли с завода — «вдруг война». (Из дневника В.В. Ржехина).

В непростое время выпало Виктору нести службу на границе СССР, в армии он едва не лишился ног, но его чудом спас прекрасный хирург Березкин. В декабре 1939 года он демобилизовался. Через два года началась Великая Отечественная война, Виктор вместе с другими машинистами кинулся в военкомат и написал заявление, чтобы добровольно пойти на фронт. Ответа долго не было, ему предлагали бронь, нельзя было оставлять электростанцию без машиниста. Виктор нашел решение. Написал докладную, что найдет себе замену. Обучил профессии женщину за три месяца по собственным конспектам, она сдала экзамен и стала работать самостоятельно. 27 июля 1942 года в 26 лет Виктор получил повестку на службу в Красную Армию. Его назначили командиром отделения в истребительную противотанковую батарею 302-го стрелкового полка. Фронт, где героически сражались с фашистами советские солдаты, был далеко, но здесь, на Камчатке, рядом, под боком, лязгала оружием милитаристская Япония, и надо быть готовыми к любому нападению.

На берегу океана красноармейцы занимали боевые рубежи. Рыли землянки в нескольких метрах от моря, в шторм море накрывало всех соленой волной. Копали окопы в полный рост для ходов сообщения и круговой обороны. Строили казармы в полукилометре от боевой точки. Все приходилось возводить на голом месте, рубили лопатами дерн метра полтора шириной и из него клали стены казармы, конюшни, жилье для офицеров. Сами солдаты жили в холодных палатках. Позже жилье соорудили из бревен. Бойцы страшно голодали, буквально пухли от соли и воды, многие болели желтухой.

«Нас кормили очень плохо… По раскладке, помню, было 3 грамма жира на сутки, кроме того, два дня в неделю оказывались вегетарианскими, без жиров и хлеба, один маленький сухарик. Ужин — чай без сахара, кусочек вареной горбуши. Рыбы в реках было столько, что она разваливалась и лезла на берег. На берегах выставили часовых — нельзя брать». (Из дневника В.В. Ржехина).

Работали с утра до вечера. Норма была на двоих — выкопать 20 метров траншеи и обложить дерном маскировку внутри и снаружи за день. От работы выступал соленый пот и от гимнастерки оставался один воротник. Сами делали ломы, кирки, тачки, долбили скалы, прокладывали дорогу. Утром по два часа чистили коней, без них артиллерия становилась бесполезной.

«И строгое запрещение писать родным и близким довело до того, что солдаты и офицеры не выдерживали и убегали в лес, а некоторые стали самоубийцами. Политрук одного подразделения не выдержал и покончил жизнь с собой. Выстрелил из пистолета в рот. Солдат завладел гранатами и подорвал себя. Солдаты умирали с голода, в складах всего было полно… Портились продукты от долгого хранения. После ареста командира полка все пошло по-новому. Рыбы сколько угодно, хлеба тоже без нормы. Варили все жирное… Появились песни, анекдоты, отпуска, сняли часовых, солдаты вздохнули». (Из дневника В.В. Ржехина).

В июне 1945 года полк перебросили в Петропавловск-Камчатский, война с Японией назрела, вопрос стоял только в дате её начала. 302-й полк, где служил В. Ржехин, вошел в состав передового отряда. 17 августа корабли с десантом снялись с якоря и вышли из Авачинской бухты. Через час весь караван судов был уже в море. На борту всех судов было 8824 десантника. Предстояло пройти по океану 350 км. Японцы круглые сутки вели наблюдение за морем, поэтому 64 судна шли осторожно, без огней и сигналов. Радисты получили приказ сохранять молчание в эфире. На пути первым был остров Шумшу.

«И туг началось: стрельба со всех видов оружия была преждевременной и чуть не сорвала нам всю операцию. Стали всех торопить на берег. Горели десантные суда, тонули раненые, у берега множество трупов, досок и бревен, все это покачивалось на волнах. Японцы пошли в атаку. Надо было держать оборону. После выгрузки пушки остались в воде, их достали только после боя. Поэтому оборону держали с автоматами и гранатами. В этом бою погибло много боевых товарищей, но остров был взят». (Из дневника В.В. Ржехина).

С войны он вернулся 31 декабря 1946 года. В этот же день играл на баяне для детишек в столовой лесокомбината на новогодней елке, а вечером Виктор-победитель встретил красивую девушку Розу, свою будущую жену. Она была моложе его на 12 лет. На следующий год сыграли свадьбу, скромную, но очень веселую. Там, в Ключах, окруженных вулканами Шивелуч и Ключевской сопкой, родились их дети: дочь Вера и сын Владимир. Дочь Татьяна появилась на свет в Сталинграде. Семья прожила в этом городе недолго, вновь поманил Дальний Восток.

В 1955 году Ржехины переехали в Николаевск-на-Амуре. Виктор Васильевич очень любил детей, его обожали внуки. Он много лет проработал в строительном управлении бригадиром, слесарем-сантехником, мастером, был настоящим специалистом своего дела. Каждый год 9 Мая Виктор Васильевич с гордостью надевал пиджак, на котором среди медалей памятных и юбилейных гордо сверкал орден Отечественной войны I степени, полученный им за Курильскую десантную операцию. Соддат до последнего дня не выпускал из рук любимый баян. Умер Виктор Васильевич 15 декабря 1995 года.

Такая простая и великая история солдата, воина-победителя, героя. Отец писал по просьбе дочери Татьяны тетради-дневники и теперь, когда нет на свете папы и дедушки, о его жизни могут узнать дети и внуки, листая старые страницы обычных школьных тетрадей, чтобы память хранилась еще долгие-долгие годы.

Олег ЕВСЮГОВ.

Поделиться

Анонс

Анонсы на 24 апреля

Сдача объекта состоялась, но официальное открытие с традиционным разрезанием ленточки пройдет немного позже..

Подробности читайте в газете «АЛ» за 24 апреля

Мама и папа совсем не постарели и не потеряли вкус к происходящему вокруг. Мы для них так и остались маленькими девчушками с задорными хвостиками волос на голове.

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Весенние каникулы. Знай наших! О чем переживают школьники? В преддверии пасхи. Недетские шалости. Читайте газету в газете «Молодежка 2.0».

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Вова в прошлом году сделал невозможное. Он получил особый приз за пять побед на Кубке Полиметала в Хабаровске. Репортаж в режиме онлайн провел корреспондент «АЛ».

.Подробности в газете «АЛ» за 17 апреля

x