Жажда жизни

Ребёнок — символ жизни, война — символ смерти. Ребенок и война, можно ли найти что-то более несовместимое? Когда в далеком 41-м пришла на нашу землю большая беда, она не обошла стороной никого. Кто-то сражался, кто-то трудился, а кто-то, кто был очень мал, просто продолжал жить, невольно утверждая тем самым победу духа, который ничто не может сломить.

На эти размышления натолкнула меня встреча с Зинаидой Александровной Суховой (в девичестве Козинец). Её история впечатляет и заставляет задуматься о том, какой сложный жизненный путь пришлось пройти поколению, которое мы сегодня называем «дети войны», какой невероятной внутренней силой обладали эти люди, преодолевая все трудности и невзгоды.

Со старой фотографии сморит на нас Зина Козинец — задорная девчонка с букетом сирени. Милая улыбка и лучистые глаза. Хотя фотография черно-белая, чувствуется буйство красок и тепло южного кубанского солнца. Глядя на девушку, полную жизни, невозможно представить, через что ей пришлось пройти к своим 16 годам.

Родилась наша героиня в суровом военном 1943 году в посёлке Ильич Темрюкского района Краснодарского края. Отец еще до рождения Зины ушел на фронт и вскоре погиб. Мама, Пелагея Иосифовна, осталась одна с двумя детьми на руках — брату Анатолию было всего 4 года.

В то время большая часть Кубани была занята немцами. Еще в 1942 году в рамках операции «Эдельвейс», главной целью которой был Кавказ, немцы планировали занять Краснодарский край. Эту задачу должна была решить группа армий «А» под командованием генерал-фельдмаршал а Листа. В августе 1942 года она насчитывала около полумиллиона человек, 4,5 тысячи артиллерийских орудий и минометов, более 600 танков и штурмовых орудий. Всей этой мощью фашисты обрушились на наши южные территории. Сначала Красной Армии пришлось отступить, но в 1943 году ситуация стала меняться. Советские солдаты начали постепенно освобождать станицы от оккупантов.

К лету 1943 года, времени рождения Зины, немцы ожесточенно защищали знаменитую «Голубую линию» — рубежи обороны на краснодарско-таманском направлении. Для того чтобы удержать свои завоевания, они прибегали к разным, иногда исключительно жестоким, методам.

Во время оккупации в поселке было неспокойно, но в один из дней пришла настоящая беда. Жителей, в числе которых была Пелагея Иосифовна, маленькие Зина и Толя, под конвоем повели к берегу Керченского пролива.

Там в трюмах паромов и барж уже находились немецкие солдаты, наверху стояла боевая техника. Женщин с детьми на руках, стариков стали загонять на палубы. Страшно представить, но мирных жителей Темрюкского района враги использовали в качестве живого щита при переправе войск через Керченский пролив. Немцы полагали, что советские бомбардировщики не будут сбрасывать смертоносный груз на их головы.

Советская авиация действительно обычно сильно бомбила, но в этот раз все обошлось без жертв. Оккупанты, высадив мирное население на крымском берегу, повели конвоированных дальше. В результате маленькая Зина с мамой и братом оказались в одном из лагерей, расположенных недалеко от Керчи. Конечно, младенец не мог помнить эти события. Но спустя годы, в родной станице Зинаида Александровна встречала людей, которые рассказывали ей о лагерной жизни.

Территория, огражденная колючей проволокой, бараки, забитые людьми. Скудная еда. И постоянное чувство страха перед неизвестностью. Что пережила в это время Пелагея Иосифовна? Какие чувства охватывали мать с малышкой и маленьким сыном на руках? Несколько месяцев продолжались эти муки, пока Советская Армия весной 1944 года не освободила Керчь от фашистских захватчиков.

Но на этом трудности не заканчивались. Надо сказать, что мама Зинаиды Александровны была последним ребенком в большой, многодетной семье. Все свое детство и юность она жила «в людях», помогала по хозяйству, прислуживала, практически за кусок хлеба. Когда появилась своя семья, дети, достатка по-прежнему не было, даже своего жилья. Вернувшись в родную станицу, Пелагея Иосифовна начала строить дом — скромную мазанку. В нем и поселились, и встретили Победу. Праздник в прямом смысле со слезами на глазах: ни один сельчанин, ушедший на фронт, домой с войны так и не вернулся!

Послевоенные годы — особая страница в истории нашей Родины. Краснодарский край, как и многие другие территории, охватил голод.

Жить было так трудно, что в это время появилась во дворе семьи Козинец маленькая могилка — для Зины.

Пока у женщины были силы, она выкопала ее на тот случай, если малышка умрет. Каждое утро с содроганием сердца подходила она к ребенку и проверяла — дышит ли? Но девочка отчаянно боролась за свою жизнь!

Жажда жизни не позволила умереть и закалила характер. С самого раннего детства Зина делала все, чтобы помочь своей семье. Встречала ранним утром рыбаков, возвращавшихся с уловом. А те, видя четырехлетнюю малышку, угощали ее рыбой, которая потом шла на семейный стол. Работала с братом в огороде: садили, пололи, окучивали, поливали. Все на детских плечах, потому что мама трудилась от зари до зари в колхозе.

С 15 лет начала свою трудовую биографию и Зина. Подъем в 5 утра. Уход за 15 коровами, которые были на ее попечении. Результат — трудодни. Современным людям не совсем понятно, что это такое. Но в те времена зарплату колхозники не получали. Просто правление отмечало количество отработанного времени и в конце года раздавало продукты как оплату за труд.

Но ведь для того, чтобы жить, нужны не только продукты? Где взять все остальное? Нужны деньги. Заработать их можно было только на рынке. Поэтому в выходные Зина отправлялась в город с тяжеленным мешком. В нем было то, что смогли вырастить сами и пустить на продажу — семечки, пшеница, овощи. Иногда прохожие, глядя на девочку, сочувствовали: такой тяжелой была эта ноша. Но Зина терпела, потому что это была единственная возможность получить немного денег для того, чтобы скромно одеться и приобрести что- то для дома.

В конце 50-х стало немного легче. Благодаря Н.С. Хрущеву в стране прошли важные реформы — сельчане получили зарплаты, пенсии, паспорта. В ту пору Зинаида превратилась в юную, статную, задорную девушку. Пришла любовь. Зина вышла замуж, родила дочь. Вслед за мужем, уроженцем Николаевска-на-Амуре, переехала в наш город.

Живет она здесь до сих пор. Ее окружает большая семья — дети, внуки, правнуки. На ее лице по-прежнему играют лучики кубанского солнца, по-прежнему, несмотря на возраст, она полна жизни и оптимизма. А как же иначе?! Ведь до сих пор на ее родине стоит скромная мазанка, построенная руками матери, место, где навсегда Зина Козинец усвоила урок — никогда не склоняться перед трудностями, быть стойкой и радоваться каждому прожитому дню.

Ирина Вишневская, 11 класс, школа № 4.

Поделиться

Анонс

Анонсы на 28 февраля

 

Теперь мои ценности – семья, ребенок. Простые и понятные для каждого человека, и от этого цена невероятно высокая.

Подробности читайте в газете «АЛ» за 28 февраля

 

Концертная программа началась с захватывающего выступления образцового вокального ансамбля «Светлячок» Детской школы искусств.

Подробности в газете «АЛ» за 28 февраля

 

История семьи Николая и Антонины Мавровских – это история о любви, терпении и совместных усилиях.

Подробности в газете «АЛ» за 28 февраля

 

А вместе они родители троих мальчиков и шести девочек …Сейчас у супругов 17 внуков! Вот такое бесценное богатство!

Подробности в газете «АЛ» за 28 февраля

 

 

x