Как складывалось

В годы Великой Отечественной войны все экономические, технические данные о заводе были засекречены, поэтому нет достаточной информации о предприятии: о системе управления, количестве работающих, наименовании подразделений (им по этой причине присваивались номера 1, 2, 3, 4 и так далее). Тех работников, которые знали многое о заводе, не выпускали за границу, в социалистические страны. Поэтому представленный материал публикуется впервые, что представляет особый интерес, хотя гриф секретности всё еще присутствует, и многие факты раскрыть невозможно до сих пор.

Особую роль в организации любого производства играет структура предприятия. Николаевский-на-Амуре судостроительный завод имел классическую систему управления, как и многие другие промышленные предприятия. Во главе стоял директор завода, который имел обширные полномочия. Он подчинялся только министру судостроительной промышленности. Но за его деятельностью постоянно наблюдали партийные органы, они могли вмешиваться в деятельность директора и докладывать о ходе дел высшим партийным органам — горкому, крайкому и вплоть до ЦК КПСС. Это налагало на руководителя большую ответственность и дисциплинировало его.

На заводе существовала партийная организация, возглавлял ее партком. На должность секретаря парткома выдвигались отличные производственники. Как правило, это были руководители подразделений завода: среди них А.А. Турков, Е.Г. Пикалов, А.А. Боус, В.Г. Скобцов, М.И. Пономарев, Н.Ф. Марченко и другие. Руководство завода согласовывало свои действия с парткомом, поэтому никаких существенных разногласий между дирекцией и парткомом не было.

Второй мощной общественной организацией был профсоюз, который защищал интересы трудового коллектива и, надо сказать, довольно успешно. Достаточно отметить, что между руководством и коллективом (в лице профкома) заключались трудовые договоры, где четко указывались социальные гарантии со стороны дирекции. Профком занимался организацией отдыха, особое место в работе имел контроль за соблюдением Правил техники безопасности. Это была весьма полезная общественная организация, и очень жаль, что сейчас профсоюзы утратили свои позиции.

Первым заместителем директора был главный инженер, он отвечал за подготовку производства, научно-технический прогресс, технику безопасности, ремонт оборудования. Ему подчинялись технический отдел, в состав которого входили отделы главного технолога и главного конструктора, бюро новой техники, бюро рационализации и изобретательства, бюро инструментального хозяйства вместе с инструментальным участком, центральная заводская лаборатория. Главному инженеру подчинялся отдел главного механика, который занимался ремонтом оборудования, прокладкой трубопроводов и другими работами, обеспечивающими основное производство.

Основная задача отдела главного энергетика — обеспечение всех подразделений электроэнергией, развитие телефонной связи и других коммуникаций. Особую ответственность главный инженер нес за подготовку технической документации для строительства судов. Современное судно — очень сложное сооружение, заводы не могли сами разрабатывать техническую документацию. Поэтому Минсудпром создал мощные центральные конструкторские бюро. Так, например, ЦКБ «Ленинская кузница» в основном проектировало рыболовные суда, Ленинградская ЦКБ — военные корабли, причем некоторые проекты были наивысшего качества, например, сейнеры и корабль для пограничников типа «Певек».

Связь с проектантами была самая тесная и творческая, это приносило хорошие результаты. В разное время на предприятии работали талантливые инженеры. На посту главного инженера были В.И. Хозяинов, А.М. Шестопал, Н.Ф. Бохолдин, Г.Н. Кутузов, А.М. Лямин. Это были инженеры высокого уровня, они внесли достойный вклад в развитие судостроения на Нижнем Амуре.

За основное производство непосредственно отвечал заместитель директора по производству и планово-производственный отдел, под руководством которого работали основные цеха: судокорпусный, механический, монтажный, трубопроводный, доково-такелажный, гальванический, литейный, кузнечный, лесопильный. Структура этих подразделений была тоже классической, рациональной.

Во главе стоял начальник цеха, у которого были заместители по основному и вспомогательному производству — технологическое и бюро по нормированию, производственные участки, во главе которых были старшие мастера, они организовывали работу бригад. Количество управленцев цеха зависело от числа работающих и объема выполняемых работ. Планово-производственным отделом руководило бюро.

Строители кораблей — это была элита предприятия. На каждый головной заказ (корабль) назначался ответственный работник — строитель, в дальнейшем он мог вести строительство целой серии определенного типа судов.

В числе строителей хотелось бы отметить таких специалистов, как Виктор Тимофеевич Скобцов, Михаил Борисович Абрамович, Николай Васильевич Новиков, Александр Никитович Бондарюк. Это были высококвалифицированные, ответственные люди. Работа у них была сложная, многогранная. Надо было увязать последовательную и четкую работу всех подразделений при строительстве кораблей, а это была непростая задача, с которой строители судов завода успешно справлялись.

Пожалуй, самым выдающимся заместителем директора по производству (он же начальник планово-производственного отдела) был Иван Петрович Виноградов. Ранее он руководил судокорпусным цехом, был хорошим начальником, отлично знал производство. За что был награжден орденом Знак Почета, медалями «За доблестный труд», «300 лет Российскому флоту», «Ветеран труда», многими почетными грамотами и серебряной медалью ВДНХ.

Директору завода непосредственно подчинялся коллектив ОТК (отдел технического контроля). Качеству выпускаемой продукции уделялось очень пристальное внимание. Директор завода проводил так называемые «дни качества», то есть совещания, на которых обсуждались вопросы качества.

Когда правительство объявило пятилетку качества, то производство продукции перешло на «новые рельсы». Тогда же появилось понятие «Знак качества», который присваивался продукции особой категории. Многие рабочие получили «личное клеймо», то есть продукцию, которую они изготавливали, не надо было проверять и контролировать.

Особой гордостью коллектива был сейнер-траулер проекта 420, которому государственная комиссия присвоила «Знак качества». Это действительно был первоклассный рыболовный корабль, о нем до сих пор вспоминают рыбаки Дальнего Востока и сожалеют, что их больше не строят. В дальнейшем государственный «Знак качества» получила и другая продукция, выпускаемая на предприятии.

Очень много труда в улучшении качества продукции вложили начальники ОТК Михаил Федосеевич Марченко, Николай Леонтьевич Шибаев.

База отдыха для заводчан.

Непосредственно директору завода подчинялся плановоэкономический отдел, который занимался планированием работ (заказов) не только в целом по заводу, но и по цехам. План составлялся ежемесячно, отчет проводился всеми цехами в конце месяца.

Стоит отметить работу главных экономистов Василия Михайловича Павлючкова, Геннадия Григорьевича Попова — во времена их деятельности завод достиг самых высоких экономических показателей.

ОТиЗ — отдел труда и заработной платы — сложное подразделение завода, непосредственно подчиненное директору. Основные функции отдела: создать рациональную организацию труда с тщательным учетом рабочего времени в целом по предприятию и в каждом подразделении; разработать систему оплаты труда. На заводе было много сделано для успешной организации труда, которая с каждым годом улучшалась. Высшей формой организации труда было принято считать бригадную форму. Что касается оплаты труда, то здесь много противоречивых, неясных постулатов. Одним словом, как работнику платить и сколько — вопрос тогда был самый сложный. Наука до сих пор не может найти критерии рациональной оплаты труда. На заводе существовало две основных системы оплаты труда — повременно-премиальная для ИТР и рабочих, работа которых не поддавалась нормированию, и сдельно-премиальная оплата для основных рабочих, которые изготавливают продукцию. Надо отметить, что размер средней заработной платы на заводе был значительно выше, чем на других предприятиях и организациях города и района, поэтому текучести кадров практически не было.

В самые лучшие годы завода начальниками отдала были Александр Алексеевич Потороча, Алексей Иванович Иванов. В середине 80-х годов отдел назывался отделом научной организации труда и заработной платы, так как в него вошел сектор научной организации труда. Естественно, на заводе существовала бухгалтерия, в задачу которой входил учет материальных ресурсов, расчет заработной платы, отчетность и многое другое.

Главный бухгалтер подчинялся директору, но в какой-то мере был независим и решал многие вопросы самостоятельно. Большой вклад в дела бухгалтерии внес Алексей Федорович Начинов. С его приходом работа бухгалтерии значительно улучшилась, стали внедряться автоматизированные системы учета.

Отдельным подразделением на предприятии был отдел АСУП (автоматизированная система управления). На внедрение этой системы было вложено большое количество средств, а результатов так и не добились, потому что в основе её была работа ЭВМ (электронно-вычислительных машин), которые были очень громоздки, занимали большую площадь, требовали тщательного обслуживания и большого количества механиков, электронщиков, программистов, математиков. И только когда появились компьютеры, дело сдвинулось в лучшую сторону.

На всех предприятиях, в организациях есть отдел кадров, специалисты-кадровики. Кстати, ни один институт в то время не готовил таких специальных, в основном их находили среди учителей, преподавателей и других профессий, относящихся к работникам, связанным непосредственно с людьми. Работа кадровиков очень важна и требует внимательного, грамотного отношения. Главная забота — обеспечение кадрами всех подразделений, учёба и переподготовка служащих и рабочих. Каждый прием и увольнение работника оформлялся приказом, при этом выдавались или заполнялись трудовая книжка и личное дело. От того, как качественно оформлены эти документы, порой и сегодня зависит судьба человека, например, при уходе на службу в армию, переходе на другое предприятие, выход на пенсию и так далее. На судостроительном заводе долгое время проработали Александр Андреевич Цыцын — начальник отдела кадров, Евгений Федорович Силатов — заместитель начальника, Александра Фёдоровна Березан — инженер отдела кадров, Галина Ивановна Катанаева — руководитель сектора по подготовке кадров.

Огромную роль в подготовке и обеспечении кадров завода сыграли учебные заведения — профтехучилище (около 1000 выпускников пришли на завод), вечерний судостроительный техникум. Около 400 работников завода получили среднее техническое образование. Около 100 работников по направлению получили высшее образование. Многие учились заочно, чтобы получить высшее образование. Подготовка кадров была одной из главных забот. Изыскивались и другие формы обучения. Например, заводская школа сварщиков была известна на всю страну и подготовила немало классных специалистов. Планировалось даже открыть очное высшее техническое учебное заведение и даже филиал научно- исследовательского института непосредственно в Николаевске.

Судостроительный завод с каждым годом становился более мощным. Осваивалось производство новых современных кораблей. Развитие завода требовало корректировки структуры предприятия, поскольку появлялись новые задачи производства.

Владий Мурик.

Поделиться

Анонс

Анонсы на 24 апреля

Сдача объекта состоялась, но официальное открытие с традиционным разрезанием ленточки пройдет немного позже..

Подробности читайте в газете «АЛ» за 24 апреля

Мама и папа совсем не постарели и не потеряли вкус к происходящему вокруг. Мы для них так и остались маленькими девчушками с задорными хвостиками волос на голове.

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Весенние каникулы. Знай наших! О чем переживают школьники? В преддверии пасхи. Недетские шалости. Читайте газету в газете «Молодежка 2.0».

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Вова в прошлом году сделал невозможное. Он получил особый приз за пять побед на Кубке Полиметала в Хабаровске. Репортаж в режиме онлайн провел корреспондент «АЛ».

.Подробности в газете «АЛ» за 17 апреля

x