Моя жизнь – завод

На судостроительном заводе я начал работать в 1960 году. И с этого времени был знаком со Степаном Васильевичем Кажарским, видел, как из недавнего выпускника Одесского института он превращается в руководителя высокого ранга.

Начинал работу мастером механического цеха, вскоре возглавил бюро по рационализации и изобретательству. Затем по решению горкома партии был назначен директором энергопоезда. Через некоторое время вернулся на завод в качестве главного инженера. А затем с 1974 года возглавил судостроительный завод, проработав в должности директора по 1986 год. Это было время самого расцвета предприятия. С каждым годом появлялись все новые заказы — современные суда для рыбаков и Военно-морского флота.

За свои трудовые успехи, талант организатора С.В. Кажарский награжден орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Золотой медалью ВДНХ, Знаком «Лауреат Всесоюзного конкурса «Известий» на лучшие товары» — за выпуск товаров народного потребления. Он Почетный гражданин города и района. В 1986 году Степан Васильевич ушел на заслуженный отдых и покинул наш город, уехал в Севастополь. И там продолжал заниматься общественной работой. Но скучал по нашему городу, заводу. В юбилейные дни города приезжал в Николаевск. Последний раз он был здесь в 2000 году. А в 2006 году его не стало.

С.В. Кажарский относится к «детям войны”. Тяжёлое детство не отняло у него желания учиться, набираться опыта. Приятно сознавать, что такой неординарный человек долгие годы возглавлял завод.

В совете ветеранов судостроительного завода хранятся воспоминания Степана Васильевича, собственноручно им написанные. Привожу его воспоминания.

«Прибыв в 1951 году после окончания Одесского института инженеров морского флота на завод № 3 Министерства морского флота, начав трудовую деятельность технологом в техотделе, я закончил ее директором уже объединенного с судостроительной верфью завода. На моих глазах, особенно с 1960 года, то есть после объединения двух предприятий, завод превратился в самое современное судостроительное предприятие, где осуществлялось строительство кораблей для Военно-морского флота и пограничных войск, строительство промысловых судов для рыбаков Дальнего Востока. Николаевский-на-Амуре судостроительный завод стал гордостью Нижнего Амура, высок был его авторитет в Хабаровском крае и судостроительной отрасли. Об этом подробно написано в двух книгах, выпущенных к 25- и 50-летию завода.

Мне хочется освежить другую сторону жизни, в основном, жизни людей за проходной завода, в том числе своей, моих друзей и однокашников. Сегодня трудно представить то бескорыстие, с которым мы относились к работе, то уважение, которое мы испытывали к нашим старшим товарищам и руководителям. В те годы мы никогда не заикались об отгулах, работая иногда в казарменных условиях, не говоря уже о выходных. Это пришло намного позже, когда отдельные руководители стали вести скрупулезный учет переработанному времени. Мы никогда не роптали на бытовые условия, в которых жили, а были они далеко не лучшими. Только после 20-ти с лишним лет работы я получил благоустроенную квартиру в «хрущевке», имея уже двух детей, и радости нашей не было предела. А до этого было общежитие, практически без коммунальных услуг.

В 1951 году на завод № 3 прибыли около 100 выпускников высших и средних заведений Министерства морского флота из Одессы, Астрахани, Херсона, Таллина и других городов. Основной костяк ИТР на заводе составляли выпускники Одесского института инженеров морского флота. Вновь прибывшие внесли новый уклад в жизнь, работу и отдых на заводе и в городе. В основном это были холостяки, спортсмены, балагуры и жизнелюбы. После напряженной работы собирались в итээровской столовой, чего греха таить — брали по 150, зачастую в кредит, а затем, в зимнее время, шли на танцы в Дом офицеров, а летом — в парк им. Максима Горького.

Хочу подробнее рассказать о своих однокашниках и друзьях, которые внесли большой вклад в развитие завода, о том, что конкретно они сделали и как росли вместе с заводом.

Когда я начал работать в техотделе, его начальником был Леонид Яковлевич Найговзин, ранее окончивший Одесский институт инженеров морского флота. Для меня он был примером во всех отношениях: и как высоко эрудированный специалист, и как порядочный человек, и как руководитель, требовательный к себе и подчиненным. Позже мы подружились семьями. Уже будучи директором, в сложной обстановке я часто обращался к нему за советом.

Много теплых слов хочется сказать о Сергее Ивановиче Балабанове, который прибыл из нашего института на год раньше меня. Он сочетал работу с активной общественной деятельностью. Вскоре он стал инструктором Нижнеамурского обкома партии, работал в Советской Гавани и на Камчатке, а последние годы, до ухода на пенсию, возглавлял отдел по работе с народностями Севера в Совете министров РСФСР. Работая в Совмине, он всегда интересовался делами завода и города, никогда никому ни в чем не отказывал, к нему, как представителю нашего завода, всегда заезжали многие наши работники, бывавшие в командировке в Москве. В общем, это был человек щедрой души.

Из моих однокашников-судомехаников много сделали для завода В.И. Хозяинов и А.М. Шестопал. Первый буквально же сразу стал начальником ОТК завода, затем главным инженером, потом директором завода в Астрахани, а последние годы работал в аппарате Министерства морского флота СССР. А.М. Шестопал стал начальником механического цеха, затем главным инженером завода.

Прибывшие из разных городов, мы быстро сдружились, так как нас очень многое объединяло. Я уже говорил, что почти все были спортсменами. Хотя спортивного зала на заводе тогда не было, но спорт в нашей жизни занимал достойное место. Проводились легкоатлетические эстафеты, баскетбольные и волейбольные соревнования, лыжные гонки, соревнования по боксу. Наша легкоатлетическая команда часто выезжала на краевые соревнования и всегда была в числе призеров. Активными участниками спортивных соревнований были А.А. Турков, Б.К. Широнин, Б.И. Ковалев, И.П. Виноградов и многие другие. С Б.К. Широниным с первых дней прибытия на завод мы нашли общий язык, стали друзьями, долгие годы дружили семьями. Теплые дружеские отношения связывают меня с В.А. Томиловских и его семьей.

Для меня завод — это жизнь на протяжении трех десятилетий. Был начальником цеха и главным инженером, двенадцать с половиной лет директором. Конечно, психологически сложно было уйти на заслуженный отдых, тем более с должности директора, когда столько лет был среди людей, в гуще событий. Было много всего: и радостного, и неприятного. Но недаром говорят, что хорошее запоминается больше. А таких событий было немало.

Николаевск стал родным городом. Не скрою, тянет сюда и сейчас. Всегда с нетерпением жду нашу заводскую многотиражку «Судостроитель». Благодаря ей узнаю о делах коллектива, которые мне далеко не безразличны. Горжусь успехами, вместе с ним переживаю все трудности. И еще хочу добавить, что с вами всегда остается частица моего сердца».

Владий Мурик.

Поделиться
   

Анонс

Кто они, герои нашего времени? Это наши милые, дорогие медицинские сестры, работавшие в «красной зоне», спасавшие больных, заразившихся коронавирусной инфекцией. Читайте о них в газете «АЛ» за 12 мая.

В чем счастье семьи Бурмакиных? Что они сами об этом думают? Читайте в газете «АЛ» за 12 мая.

x
   

Анонс

Кто они, герои нашего времени? Это наши милые, дорогие медицинские сестры, работавшие в «красной зоне», спасавшие больных, заразившихся коронавирусной инфекцией. Читайте о них в газете «АЛ» за 12 мая.

В чем счастье семьи Бурмакиных? Что они сами об этом думают? Читайте в газете «АЛ» за 12 мая.

x