Патриоты своей страны

В 2018 году Правительство Хабаровского края учредило нагрудный знак «Дети военного времени». Его получили 175 ветеранов Николаевского судостроительного завода.

Кто-то из них пришёл на завод в военные годы, заменив ушедших на фронт отцов и старших братьев. Многие оказались на заводе уже в послевоенные годы, когда, получив рабочие профессии, окончив вузы, начинали свои трудовые биографии. Многие, многие из них стали классными специалистами. Судостроительному заводу они отдали свои силы, знания, они гордились, что работают на одном из лучших предприятий отрасли. И предприятие гордилось ими. Их имена не забыты. Познакомьтесь и вы с ними, уважаемые читатели.

Михаил Михайлович Анисимов родился в 1940 году в Тульской области. Воспитывался у бабушки, она жила в частном доме. Вот что он вспоминал о детских годах:

— Мама работала в колхозе. Дети собирали колоски на полях, мороженый картофель, выкапывая из грязи. Голод заставлял это делать. В 1941 году в нашем селе появились немцы, очевидно, разведгруппа в составе двух человек, они поселились в нашем доме, а мы жили в погребе. Отец пропал без вести в 1942 году в районе Симферополя. После войны деревня осталась без мужиков: многие не вернулись с войны, а те, кто вернулся, были искалечены. После окончания семи классов отправился я в Астрахань поступать в мореходное училище. Окончил его в 1959 году и по направлению приехал на судостроительный завод в Николаевск-на-Амуре. Как показало время, астраханская мореходка готовила профессиональные кадры, потому что все ее выпускники становились кадровыми работниками предприятий. Не случайно на заводе существовал праздник — День морехода.

Трудовой путь Михаил начал судосборщиком, потом был назначен мастером, а закончил трудовую деятельность заместителем начальника корпусного цеха. Цех — самое крупное заводское подразделение, численность работников достигала порядка 600 человек. Михаил Михайлович отвечал за подготовку производства, за внедрение новой техники и технологий. В 80-е годы корпусный цех стал одним из современных цехов не только на Нижнем Амуре. Были внедрены современные виды электросварки. А какое было прессовое хозяйство! С помощью 500 и 800-тонных прессов изготовлялись листы обшивки судов любой конфигурации. Высшим достижением технологии стало использование конвейерного метода, то есть поточно-позиционного способа постройки судов. За работу по внедрению этой линии М.М. Анисимов был награжден бронзовой медалью ВДНХ.

Увлекался лыжными гонками, входил в заводскую команду и сборную города. Михаил Михайлович — человек активной жизненной позиции. Он избирался комсоргом, физоргом цеха, членом родительского комитета школы, занимался в хоре. Участвует в общественной жизни и в настоящее время, входит в совет ветеранов судостроительного завода. За успехи в труде награждался почетными грамотами, ему объявлялись благодарности, награжден медалями «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту».

Елена Мефодьевна Анисимова родилась в 1940 году в Красноярском крае. В семье было 6 дочек, Елена — самая младшая. Отца призвали на фронт, а в 1943 году он погиб.

В 11 лет она приехала в село Озерпах по приглашению дяди на постоянное жительство. Окончила 7 классов. В 1957 году поступила в Николаевскую медицинскую школу на годичные курсы сестер-воспитателей, после окончания которой работала медсестрой, воспитателем. Елена увлекалась лыжами, принимала участие в городских, районных соревнованиях, занимала призовые места. Со своим супругом, Михаилом Михайловичем, познакомились на лыжных соревнованиях. Супруги уже отметили золотую свадьбу. В детском саду судостроительного завода Елена Мефодьевна проработала 25 лет. За долголетний добросовестный труд награждалась почетными грамотами, ей объявлялись благодарности, награждена медалью «Ветеран труда».

Иван Петрович Виноградов родился в 1931 году в Калининской области. После окончания школы в 1947 году поступил в Таллиннское мореходное училище Министерства Морского флота. В 1952 году окончил училище, получив квалификацию техника-судостроителя, был направлен на завод № 3 Николаевска. Зачислен технологом судокорпусного цеха, в 1956 году назначен старшим мастером цеха, заместителем начальника, а в 1962 году возглавил судокорпусный цех. В 1959 году поступил в Дальневосточное высшее инженерно-морское училище им. Г. Невельского и получил специальность инженера-механика.

В 1965 году Иван Петрович был переведен заместителем начальника планово-производственного отдела, через несколько лет возглавил ПДО, в 2002 году ушел на заслуженный отдых, отдав заводу ровно полвека.

Иван Петрович проявил себя талантливым организатором, высококвалифицированным инженером. Принимал активное участие в рационализаторской работе, подал десятки рацпредложений с большой эффективностью. За добросовестный и многолетний труд был награжден многочисленными почетными грамотами, благодарностями. В 1965 году — знаком «Отличник социалистического соревнования Министерства судостроительной промышленности», в 1970 году — юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». В 1976 году награжден орденом «Знак Почета», в 1982 году отмечен знаком лауреата Всесоюзного конкурса газеты «Известий» за инициативу и успехи в производстве высококачественных новых товаров для народа. В 1983 году награжден серебряной медалью ВДНХ СССР за достигнутые успехи в народном хозяйстве.

Из воспоминаний И.П. Виноградова:

— В наше село пришли немцы, мне было тогда 12 лет. Я ходил в город и однажды меня взяли в заложники, нас было много, держали в церкви, а потом меня выпустили. А когда Красная Армия наступала, немцы в спешке отступали и побросали все имущество, в том числе боевые припасы. Мы с мальчишками набрали всякого оружия и патронов, пошли в сторону, где, как нам казалось, были немцы, и давай стрелять. К счастью, наши военные остановили нас.

Мария Степановна Зубарева родилась в 1937 году. В далеком 1952 году из западной части страны после окончания ремесленного училища на завод были направлены шесть молоденьких девушек. Среди них была и Мария Зубарева, ей в ту пору исполнилось 18 лет. Марию зачислили токарем в механический цех.

Надо сказать, что профессия токаря — одна из трудных специальностей. Всю смену надо простоять на ногах, быть внимательной и бдительной, так как станочное оборудование — это агрегаты повышенной опасности. В послевоенное время, когда нужно было восстанавливать разрушенное войной хозяйство, строить новые заводы, фабрики, создавать промышленность, женщины не думали о трудностях. Работали по зову сердца, были патриотами своей страны.

Сложность профессии заключалась еще и в том, что надо было уметь читать чертежи, хорошо знать инструмент, вспомогательное оборудование. И со всем этим Мария справлялась успешно. Через ее руки прошли сотни тысяч деталей, без которых не может быть построено ни одно судно. Помогали старшие, опытные специалисты: квалифицированные мастера-станочники, инженеры-технологи.

С каждым годом росло профессиональное мастерство Марии Степановны Зубаревой. За хорошую работу руководство завода ежегодно отмечало работницу почетными грамотами, благодарностями, ей вручались денежные премии, подарки.

В 1970 году Мария Степановна получила первую правительственную награду — медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». А на следующий год за успешное выполнение пятилетнего плана ей вручили орден «Знак Почета». Она как опытный наставник обучала молодежь, которая только-только становится на крыло, как это было с ней в далеком 52-м году.

Шли годы. И вот уже в 1974 году она — ветеран труда, стаж работы на заводе 40 лет, ее имя занесено в почетный список «Кадровый работник завода».

В 1992 году Мария Степановна Зубарева ушла на заслуженный отдых. Но связи с родным ей судостроительным заводом долго не прерывала. Ведь здесь прошли ее лучшие годы, здесь она состоялась как профессионал своего дела.

Лариса Харлампиева.

Поделиться
   

Анонс

Скандинавская ходьба всё больше завоевывает сердца мудрых и зрелых. Читайте об этом в газете «АЛ» за 13 октября.

 

Семья и школа имеют общие задачи в воспитании детей. Это подтвердил разговор на районном родительском собрании. Читайте в газете «АЛ» за 13 октября.

 

Стремление разрушать никак не изжить. Почему? Читайте газету «АЛ» за 13 октября.

 

Строится ферма для крупного рогатого скота. О заботах фермера Валерия Геннадьевича Андреева читайте в газете «АЛ» за 13 октября.

x
   

Анонс

Скандинавская ходьба всё больше завоевывает сердца мудрых и зрелых. Читайте об этом в газете «АЛ» за 13 октября.

 

Семья и школа имеют общие задачи в воспитании детей. Это подтвердил разговор на районном родительском собрании. Читайте в газете «АЛ» за 13 октября.

 

Стремление разрушать никак не изжить. Почему? Читайте газету «АЛ» за 13 октября.

 

Строится ферма для крупного рогатого скота. О заботах фермера Валерия Геннадьевича Андреева читайте в газете «АЛ» за 13 октября.

x