Сделай себя сам, сделай себя сам в САМ!

Светлана Викторовна Холодова учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе школы № 4, заместитель председателя Общественного совета Николаевского района, интересный собеседник. И при первом знакомстве видно: человек она творческий, увлеченный, имеющий свою точку зрения на многие вопросы нашей жизни, а педагогической — тем более.

— Я по жизни активный человек, есть желание что-то делать и делать хорошо. Об этом же говорю на уроках своим ученикам: будьте активны, будьте неравнодушны, делайте свою жизнь яркой и помните, что не место красит человека, а человек — место, — говорит Светлана Викторовна.

Её путь в профессию — это путь человека, знающего, чего он хочет от жизни, умеющего добиваться поставленной цели. После 10 класса могла бы учиться в вузе, но пошла в наше педагогическое училище: надо было утвердиться, что профессия выбрана не случайно. Работала вожатой в школе, заочно училась в хабаровском педуниверситете на факультете «теория и методика воспитательной работы». К тому времени работала учителем истории и обществознания в школе № 11, которая затем слилась со школой № 4. Что начала преподавать историю, не имея на то время специального образования — тоже определенная закономерность в ее жизни. Как она сама говорит, взяли потому, что «книжки читала». Так сложилось, что эти предметы некому было вести, да и жестких требований к образованию учителя тогда еще не было. Конечно, сомнения одолевали: справится ли? Справилась. Это потом она окончила специальные курсы, прошла переподготовку, став дипломированным историком.

— Вот доказательство того, что, если человек делает, что ему нравится, у него все получится, — считает педагог.

О том, что она состоялась как педагог, говорят ее многочисленные награды, премии, победы ее ребят в олимпиадах, конкурсах. Она и сама принимает в них участие, доказывая свою состоятельность как педагог. Она автор своей программы под названием «Использование произведений искусств на уроках истории и обществознания». Создание такой программы по силам человеку эрудированному, постоянно занимающемуся самообразованием и … много путешествующему. Светлана Викторовна объездила Восточную Азию, Европу, не говоря уже о нашей стране. Все, что в11ЦИТ, о чем узнала, потом рассказывает своим ученикам, стараясь обогатить их кругозор.

Только что Светлана Викторовна Холодова вернулась из Хабаровска, где была на приеме у врио губернатора края М.В. Дегтярёва по очень веской причине. Её выпускница Галя Миронова прекрасно сдала экзамен по истории, получив 98 баллов, а по обществознанию — все 100. Это второй подобный результат за всю историю ЕГЭ в нашем городе. Девочка уже испытала свою «минуту славы», ещё летом получив премию главы края.

Наш разговор касался разных сторон педагогической деятельности. Суждения Светланы Викторовны говорят о том, что как личность, как учитель она состоялась давно. Интересно узнать ее точку зрения на разные школьные вопросы.

Каков он, современный учитель?

— Однажды я была в жюри на краевом конкурсе учителей. Обсуждали совместно увиденные уроки, и вот к какому выводу я пришла, как и некоторые мои коллеги. Сегодня в методике преподавания существует такая тенденция: учитель должен загрузить детей заданием, а они самостоятельно добывать информацию. И это считается правильным, ведь ребятам самим как будто не трудно получить информацию во времена больших технологических возможностей. А в чем тогда роль учителя — задались вопросом члены жюри? Где слово учителя, его эмоциональный посыл, его мнение, его отношение? Где позиция учителя?

Считаю, что современный учитель должен быть яркой личностью, он должен быть интересен своим ученикам, должен быть эрудитом не только в своей сфере, а обладать большим кругозором. Если ты современный учитель, твой урок должен быть интерактивен, ты должен быть в постоянном диалоге с детьми. Если тебе самому нечего сказать, если ты не интересен как человек, то ты не сможешь построить урок-диалог. Ещё важно понимать детей, быть с ними на одной волне, а это значит, оставаться молодым в своих поступках, действиях, в отношении к жизни. Тогда и дети за тобой потянутся.

Какие они, современные дети?

— Сложные. Считаю, что обилие цифровой информации, которая их окружает, наряду с благом наносит и вред. У детей бедный словарный запас, они мало читают, у них не развито воображение, потому что за них все сделал Интернет: нашел, показал». У детей «клиповое» сознание — так однажды прозвучало на совещании (клип — картинка), которое выработалось, благодаря гаджетам. К сожалению, они надолго не фокусируют внимание, им нужна смена картинок. Вызвать у ребят познавательную потребность стало намного сложнее.

Что делать в этой ситуации? Менять ее всеми возможными способами! На уроках я пытаюсь развивать ребят, расширять их кругозор. Разработала свою авторскую технологию, применяя для объяснения материала произведения искусств. Картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына» использую, когда не просто изучаем время правления, а говорим о личностных качествах царя. Картины художников Ге, Бенуа, Никитина, Сурикова позволяют лучше узнать эпоху Петра 1. Дети разбирают содержание картин, анализируют, пополняют свои знания о художниках.

Ребят надо развивать разнообразными формами проведения занятий. К примеру, я использую семинарские занятия и другое. Стараюсь, чтобы ученики как можно больше узнали, потому что сами они вряд ли что посмотрят. Ребятам нужна помощь, поддержка с нашей стороны.

Да, время изменилось. Мы прежде имели четкие ориентиры, знали, чего хотим, знали, что нас ждет, были уверены в завтрашнем дне. Я до сих пор трепетно отношусь к пионерии, комсомолу. Стараюсь для моих сегодняшних школьников взять все лучшее из моей юности. У моих САМовцев (совет активной молодежи в нашей школе) есть клятва: «Хочу быть лидером!» и лозунг: «Сделай себя сам, сделай себя в САМ!»

О воспитании подрастающего поколения

— Своим коллегам всегда говорю: воспитание должно быть на каждом уроке. Воспитание — это стержень, каким бы делом не занимался человек. Мы воспитываем детей своим примером, своими действиями, своими оценками происходящего. Рада, что государство поняло, что воспитание личности – неотъемлемый школьный процесс. Беспокоюсь, чтобы не заформализовали этот процесс разными отчетами. Какие методики тут действуют? Считать количество? Качество? Может случиться так, что в зале будет сидеть пять человек и событие глубоко затронет их душу. А можно увеличивать списочный состав — и делать все формально.

У меня за годы работы сложил с я определенный опыт воспитательной работы. Есть костяк, примерно человек 50 старшеклассников, ребята обязательно что-то предлагают, что они хотят сделать, провести, в чем участвовать. С радостью откликаются и на мои предложения. В преддверии Дня учителя традиционно проводим дни дублера. И концерт учителям организуем. На репетициях школьники могут оставаться одни, и я точно знаю, что будет порядок, ребята занимаются делом, никаких эксцессов не произойдет.

Когда уходят выпускники, на смену им приходят бывшие девяти-десятиклассники. Месяц я их не обременяю никакими заданиями, они «варятся в своей каше». Тем самым я даю им возможность «притереться» друг к другу, проявить лидерские качества. А потом мы объединяем наш опыт, большой и малый, в хорошие школьные дела. Наша школа позиционирует себя как школа активной гражданственности (ШАГ). Это важное качество, нужное современной молодежи.

Отношение к ЕГЭ

— Я к Единому государственному экзамену отношусь спокойно. Почему бывают поверхностные знания, школьники не знают элементарного? Дело не в ЕГЭ. Причины здесь глубже. Передо мной никогда не стоит задача «натаскать» детей к Единому экзамену. У ребенка должна быть мотивация на обучение, а с этим есть проблемы. Для вдумчивого, систематически занимающегося, читающего ребенка написать задания ЕГЭ — без проблем. Другое дело, что мотивация на обучение может быть слабой — тогда и результаты ЕГЭ не порадуют. Почему у одного и того же учителя один ребенок сдает на 100 баллов, а другой не справляется? Учитель же один и для всех детей преподавал одинаково. Подчеркну еще раз – нужна мотивация самого ребенка. У Гали Мироновой высокий на выпускных экзаменах результат был прогнозируемым: она принимала участие в конкурсах, олимпиадах, много читала, два года подряд была призером краевых олимпиад по обществознанию, то есть много и упорно занималась.

ЕГЭ — это только форма сдачи экзамена. Если не готовиться к урокам систематически, то и результат будет низким. Проблема не в ЕГЭ, проблема быть мотивированным на хорошую учебу. Кто знает предмет не в рамках узких вопросов, тот спокойно справляется с Единым экзаменом, поступает и в столичные вузы, не выезжая из нашего города. В этом как раз преимущество Единого государственного экзамена.

Современный учитель отлично справляется с главным заданием своей профессии – учить и воспитывать детей. Хороший учитель дарит детям удивительное качество – способность познавать мир и развиваться. Именно такой учитель Светлана Викторовна Холодова. Творческих успехов ей и большой армии нижнеамурских педагогов!

Людмила ПОПОВА

Поделиться
   

Анонс

Кто они, герои нашего времени? Это наши милые, дорогие медицинские сестры, работавшие в «красной зоне», спасавшие больных, заразившихся коронавирусной инфекцией. Читайте о них в газете «АЛ» за 12 мая.

В чем счастье семьи Бурмакиных? Что они сами об этом думают? Читайте в газете «АЛ» за 12 мая.

x
   

Анонс

Кто они, герои нашего времени? Это наши милые, дорогие медицинские сестры, работавшие в «красной зоне», спасавшие больных, заразившихся коронавирусной инфекцией. Читайте о них в газете «АЛ» за 12 мая.

В чем счастье семьи Бурмакиных? Что они сами об этом думают? Читайте в газете «АЛ» за 12 мая.

x