Мои путеводные звёзды в профессии

В детстве я хотела стать учителем. Выбор был очевиден, так как мои бабушка и дедушка, а также отец были учителями. Я не задумывалась, какой предмет преподавать, мне был интересен сам процесс учения, писания на доске, выставления оценок.

Из детства мне отчетливо запомнился эпизод, о котором я часто вспоминаю и сегодня. Я в гостях у бабушки Клавдии Яковлевны Ситниковой, в посёлке Ситцево. Вечер, в доме тихо, горит лампа на столе. Мне уже пора спать, но я не иду, потому что сейчас начнется самое интересное — бабушка будет проверять тетради. Вот она неторопливо надевает очки, достает стопку тетрадей, открывает пенал и вынимает ручку с красной пастой. Сейчас начнет… но бабушка медлит, как бы оттягивает момент, а я вся дрожу от нетерпения. И вот… открывается первая тетрадь: буквы неуклюже пляшут в разные стороны, строчки ползут вверх. Я уже заранее предчувствую, что бабушка будет недовольна. И действительно, лицо ее преображается, она морщит лоб, хмурит брови, очень внимательно проверяет каждую строчку, рука медленно движется по исписанному листку.

Гляжу в тетрадь, а там — красным-красно. «Этот точно двойку схлопочет», — думаю я. Но бабушка на удивление выводит цифру 3, хотя перед этим красная ручка на мгновение замирает в ее морщинистой руке. Я знаю, что на этом проверка тетради не закончена, бабушка пониже отметки обязательно что-нибудь добавит («послание», как она говорила): «старайся», «сегодня намного лучше», «думай», «следи за почерком».

— Бабушка, ну зачем ты пишешь все это, когда и так ясно, что стоит «3»?! — спрашиваю я.

Бабушка поднимает очки, устало трет глаза и произносит фразу, которую я запомнила надолго: «Понимаешь, Натка, если бы я поставила просто «3» и все, это было бы слишком формально, как будто я поставила «тройку» лишь бы отделаться от этой тетради. А написав «послание», я тем самым стимулирую ученика, подталкиваю его исправляться, придаю ему уверенности». И снова начинает проверять.

Много таких вечеров было в моей жизни, беседы с бабулей доставляли мне удовольствие. А как порой хотелось взять ручку с красной пастой, открыть тетрадь и проверить что-нибудь самой (хотя, что я понимала в свои 5 лет, но мне казалось, что я смогу прикоснуться к чему-то священному и волшебному).

Поэтому, когда в 11 классе передо мной встал вопрос выбора жизненного пути, я твёрдо знала — буду учителем и в 1996 году поступила в Хабаровский государственный педагогический университет. Профессия учителя многогранна — это и физики, математики, литераторы, русоведы, историки… Но я недолго сомневалась — буду биологом. На этот выбор повлиял мой дед, Константин Николаевич Ситников. Он не преподавал биологию, но любовь ко всему живому я впитала от него с раннего детства.

Бывали ли вы когда-нибудь в лесу ранним летним утром, часов эдак в 6-7, когда ещё роса на траве стынет бисером, прохлада холодит лицо и такая тишь кругом? Именно в такие часы мы любили с дедом ходить по грибы. Потеряться было невозможно, так как дед знал лес как свои 5 пальцев: где растут белые, а где маслята, где малины вдоволь, а где голубица и жимолость. Любое растение, любое животное, букашка малая — всё для него было ценно и любимо. Я ни разу не слышала, чтобы он кричал на домашних животных (кошки и собаки у нас не переводились), считая, что у них есть душа и они всё понимают.

И вот мы идём с дедом по лесу, он впереди шагает размашисто, что-то насвистывает под нос, я чуть поодаль, еле поспеваю. Грибов пока не видно, лишь одни мухоморы. Я в сердцах говорю: «Деда, да они издеваются над нами, как будто нарочно красуются своими шляпками». И ногой поддаю один из них. Дед оборачивается, подходит ко мне. «Ты зачем это сделала?» — спрашивает он. Я удивляюсь — какой-то мухомор пожалел! «Ты жизнь ему давала, ты его растила? Так какое ты имеешь право его этой радости лишать?! Запомни, всё живое на свете больше всего жить хочет, сколько бы ему не отведено было матушкой природой, хоть день, хоть два — но жить!».

С тех самых пор я ни одно живое существо из братьев наших меньших не обидела, так как именно дед помог понять мне своей фразой суть всего живого на земле. Таким вот образом я воплотила в своём жизненном пути две мечты — стала учителем, потому что это моё, потому что я пронесла это из детства. И своим ученикам стараюсь привить любовь к природе, ко всему живому (как когда-то сделал это для меня мой дед). Пустые фразы о бережном отношении не возымеют успеха, если ученики не пропустят через собственное сознание эту необходимость, не прикоснутся собственными руками, не окинут взглядом природную жизнь, что их окружает. Ребенка невозможно научить любить что-то, если он этого никогда не видел, не представляет саму возможность существования. У предмета биологии есть благодатная почва для посева в душах детей семян нравственности, доброты, милосердия, толерантности через мир живых существ. Не стоит лениться, всё в руках учителя. Как взрастишь ростки, такие плоды они и принесут.

Нас многому учили в университете, много нового и полезного вынесла оттуда. Но одно я усвоила чётко — профессия учителя трудна и тяжела.

В ней нет готовых рецептов на все случаи жизни. Каждый день — творчество, каждый характер — произведение, которое нужно создать. Учитель — это не только источник знаний для ученика, не только «передатчик» каких-то умений и навыков. Учитель просто обязан обладать педагогическим чутьём. Когда скульптор лепит статую из глины и неверным движением искажает образ, он может исправить свою ошибку, а педагог создаёт человека, создаёт будущее. Его ошибку исправить очень трудно, а порой невозможно.

В учебной и воспитательной работе с детьми каждый день возникают различные затруднения (со многими из них мне пришлось столкнуться в первый год работы) и нужно уметь их преодолевать. В борьбе с этими повседневными затруднениями, пожалуй, более всего закаляется характер молодого педагога.

Да, права была бабушка, ученики все такие разные. Каждый из них — это человек с собственной индивидуальностью, собственными отличными от других способностями. Но всех их объединяет одно: любой ребёнок одинаково жаден к познанию мира, он всегда любознателен, всегда активен, если ему ясна цель его усилий. Задача учителя — создать такие условия для ученика, чтобы цель учения стала бы для него значимой.

За 20 лет, что проработала в школе, я ни разу не сожалела о выбранном пути, не появилось у меня и негатива к своей работе, какие бы трудности и препятствия ни вставали передо мной.

Низкий поклон и огромное спасибо моим путеводным звездам — бабуле и деду, которые показали мне своим примером, что в жизни, прежде всего, следует быть ЧЕЛОВЕКОМ, любить свою профессию (может быть, даже до фанатизма) и выполнять свой гражданский долг до конца!

Наталья Мастерских, учитель школы п. Маго.

Поделиться
   

Анонс

Скандинавская ходьба всё больше завоевывает сердца мудрых и зрелых. Читайте об этом в газете «АЛ» за 13 октября.

 

Семья и школа имеют общие задачи в воспитании детей. Это подтвердил разговор на районном родительском собрании. Читайте в газете «АЛ» за 13 октября.

 

Стремление разрушать никак не изжить. Почему? Читайте газету «АЛ» за 13 октября.

 

Строится ферма для крупного рогатого скота. О заботах фермера Валерия Геннадьевича Андреева читайте в газете «АЛ» за 13 октября.

x
   

Анонс

Скандинавская ходьба всё больше завоевывает сердца мудрых и зрелых. Читайте об этом в газете «АЛ» за 13 октября.

 

Семья и школа имеют общие задачи в воспитании детей. Это подтвердил разговор на районном родительском собрании. Читайте в газете «АЛ» за 13 октября.

 

Стремление разрушать никак не изжить. Почему? Читайте газету «АЛ» за 13 октября.

 

Строится ферма для крупного рогатого скота. О заботах фермера Валерия Геннадьевича Андреева читайте в газете «АЛ» за 13 октября.

x