Достижение школы – талантливые ученики

Ровно 69 лет назад городская власть решила создать в Николаевске-на-Амуре Детскую школу искусств. Держа в уме эту дату, корреспондент «АЛ» побеседовал с директором школы Еленой Александровной Шошиной. Человек надёжный, энергичный, жизнерадостный и бесконечно преданный любимой школе и людям, которые там работают, поддерживая статус одной из лучших школ искусств Хабаровского края, Елена Александровна рассказала нам об учебном заведении и о том, какую роль ДШИ играет в жизни юных нижнеамурцев.

— Елена Александровна, расскажите об истории зарождения школы.

— 26 сентября 1951 года исполнительным комитетом Нижне-Амурского областного Совета депутатов трудящихся было принято решение Ns 324 об открытии в городе Детской музыкальной школы.

Фактически школа начала функционировать с сентября 1953 года. Поэтому 70-летний юбилей мы будем отмечать в 2023 году.

В первом учебном году открылись классы фортепиано, скрипки и народных инструментов. Кроме того, преподавалась элементарная теория музыки, сольфеджио, музыкальная литература, был организован детский хор, а также детский музыкальный лекторий.

К 1959 году в школе добавились отделения кларнета, баяна; обучалось 160 человек.

В 1992 году музыкальная школа становится многопрофильной, преобразовавшись в Детскую школу искусств. Наряду с традиционными классами появляются художественное, хоровое и эстетическое отделения.

— Как давно Вы работаете здесь?

— С 1 февраля 1989 года. До 2004 года преподавала на хоровом отделении, а с 2004 до 2011 года — в должности заместителя директора по учебной работе. В 2012 году была назначена на должность директора.

— Что привело Вас в мир искусства и творчества?

— Увидела и услышала, как моя одноклассница играет на пианино, и тоже захотела научиться. Поступила в музыкальную школу в 9 лет. У меня был прекрасный педагог — Лидия Михайловна Малинина, человек очень интересный, разносторонний и бесконечно влюбленный в музыку. Она очень хотела, чтобы я продолжила обучение. После окончания школы я поступила в Хабаровский краевой колледж искусств и окончила дирижерско-хоровое отделение. Вернулась в Николаевск и в феврале 1989 года вышла на работу.

— Как школа пережила непростые 90-е?

— В те годы уехали многие преподаватели нашей школы. В советское время образовательные программы были и 5-летние, и 7-летние, в зависимости от возраста поступающих. В перестроечные годы все программы были переведены на 5-летнее обучение даже для тех детей, которые поступали в 7-летнем возрасте. Тем не менее мы как-то выходили из положения. Бывало, что дети, оканчивая школу в 12 или 13 лет, возвращались через год или два в класс профессиональной ориентации. Это те юноши и девушки, которые хотели и дальше продолжить обучение в профильных учебных заведениях.

До прихода кризисных 90-х годов, в советское время, в ДШИ был большой педагогический коллектив. Все отделения были представлены четырьмя или пятью преподавателями. Да и количество учащихся было другим — почти 300 человек только в городе, без учёта населенных пунктов, в которых находились филиалы музыкальной школы. Сейчас с оттоком преподавателей уменьшился и контингент обучающихся.

— Детская школа искусств Николаевска-на-Амуре заслуженно считается одной из лучших в крае. В чем, на Ваш взгляд, секрет успеха?

— У каждого преподавателя свой секрет, который формируется в процессе его профессиональной деятельности. В.О. Ключевский, русский историк, профессор Московского университета, академик Санкт-Петербургской академии наук, говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Важно взаимопонимание учителя и ученика. Без этого достичь положительных результатов обучения невозможно. Любовь, доброта, искренность — то, что нужно детям.

Кроме того, наша профессия требует постоянного совершенствования. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, нужно постоянно идти вперед. Наши преподаватели постоянно находятся в творческом и профессиональном поиске, чтобы быть успешными и интересными для своих учеников. К.Д. Ушинский говорил: «Учитель лишь до тех пор остается учителем, пока сам учится. Как только он перестает учиться, он перестает быть учителем». Мне кажется, в этом и кроется успех каждого преподавателя и педагогического коллектива в целом.

— Елена Александровна, в Детской школе искусств собрался уникальный коллектив преподавателей. Ваших педагогов сразу видно по вдохновленным лицам, горящим глазам… Как удается находить таких людей в команду?

— В нашу профессию не приходят случайно. Люди осознанно выбирают эту сферу деятельности, связанную и с искусством, и с обучением. Невозможно зажечь детские глаза, пробудить интерес у наших учеников, заразить их творчеством, не отдавая им свою энергию, свою любовь, свое мастерство.

— Заслуженные педагоги — это, как правило, громадный опыт, тщательный подход, сбалансированность, осмотрительность. Чем отличаются молодые педагоги, что они привносят в процесс обучения?

— У нас очень талантливые молодые преподаватели. Они горят желанием работать, у них много энергии, задора, они ближе по возрасту к нашим ученикам, им легче установить контакт с детьми. Они владеют новыми технологиями, что тоже очень помогает в учебном процессе. И, конечно же, наши молодые кадры заряжают и старшее поколение преподавателей своей энергией.

— А дети, в свою очередь, учат чему-то педагогов?

— Дети для нас — это стимул постоянно развиваться, идти в ногу со временем. Мы учимся у них открытости, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира. Мы учимся у детей непосредственности, честности, интуиции, естественности и простоте. Иногда бывает очень полезно взглянуть на обычные вещи глазами ребенка и увидеть мир совершенно в ином свете.

— В каких мероприятиях принимает участие школа?

— Нас часто приглашают на свои мероприятия районный Дом культуры, городская и районные библиотеки, музей. Наши художники всегда участвуют в выставках, а музыканты принимают активное участие не только в школьных концертах, но и в городских. Кроме этого, мы постоянно проводим конкурсы среди учащихся, предоставляя возможность детям себя проявить и показать.

При школе много лет работает детская музыкальная филармония для воспитанников детских садов. В концертных номерах мы задействуем как можно большее количество учащихся. Дети с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях.

— Какое влияние на развитие ребёнка оказывает обучение в школе искусств?

— Дети, занимающиеся разными видами искусства, опережают своих сверстников в развитии, они быстрее усваивают навыки чтения и умеют яснее выражать свои мысли. Это научно подтвержденный факт. Регулярные занятия видами искусства с детьми развивают не только моторику рук, но и речь.

Например, чтобы ребенок успешнее учил иностранные языки, не надо заставлять его зубрить грамматику. Надо заниматься музыкой, чтобы перенять мелодику иностранной речи. Такие уроки развивают у детей красивую и грамотную речь.

Чем больше времени ребенок будет занят различными видами деятельности, чем больше интереса и поддержки от родителей он будет получать за свои достижения — тем выше будет уровень дисциплины, культуры, уверенности в себе; ребенок научится правильно расходовать свое свободное время.

Чем больше вершин покорит ребенок в юном возрасте, тем более успешной, многогранной и уверенной в себе личностью он войдет во взрослую жизнь. Ведь кто научится уважать себя, того будут уважать и окружающие.

 

— Под одной крышей уживаются и музыканты, и художники. Елена Александровна, как удаётся каждому направлению уделить внимание?

— Музыка и изобразительное искусство очень тесно связаны. Всё это — способ автора выразить свои чувства, эмоции и впечатления. Разница лишь в способе их передачи. Мы все работаем в одном коллективе, служим одной цели, учим детей понимать, любить искусство в любом его проявлении. Поэтому нет никакого разделения между музыкантами и художниками. И задача администрации — развивать все направления школы.

— Каково, на Ваш взгляд, самое главное достижение школы на сегодняшний день?

— Конечно, самое главное достижение школы — это наши талантливые ученики, которые в этом году приняли участие и стали победителями в 14 конкурсах различного уровня — от краевого до международного. А еще наша выпускница Камилла Халилова поступила в Хабаровский краевой колледж искусств на отделение эстрадного пения. Она набрала наибольшее количество баллов среди абитуриентов на вступительном экзамене по специальности. Учебный год начался с радостного события — наш коллектив пополнился двумя замечательными преподавателями по классу фортепиано.

— Поздравляем с этим событием! Говоря о светлых моментах в истории школы, можно вспомнить и её выпускников, чьи имена известны далеко за пределами нашего края.

— Да, таких очень много. У нас изумительные художники, они ежегодно побеждают в конкурсах, причём всероссийского и международного уровней. Выпускник нашего отделения изобразительного искусства Иван Федотов сейчас член Союза художников России, у него мастерская в Хабаровске.

Выпускница по направлению «Изобразительное искусство» Дарья Блажкун окончила Владивостокское художественное училище и сейчас продолжает обучение в высшем профессиональном учебном заведении.

Ксения Лебедева (класс фортепьяно) с отличием окончила Хабаровский краевой колледж искусств и в настоящее время является студенткой Московской государственной консерватории.

Евгений Зайцев окончил Новосибирскую консерваторию по классу флейты и теперь работает в симфоническом оркестре. Ещё много других замечательных выпускников, которыми мы гордимся.

— Для того чтобы успешно решать задачи культурного воспитания детей, нужна соответствующая обстановка. Помогают ли местные власти решать хозяйственно-бытовые проблемы школы?

— Администрация района не оставляет нас без внимания и делает всё, что в их силах. Отремонтирована крыша, заменены аварийные потолки на первом этаже и в кабинетах. Словом, помогают всегда, когда предоставляется такая возможность.

— Что можете сказать о современной музыке?

— В современной музыке много жанров и направлений. Музыка всегда найдет отклик в душе, если она написана профессиональными композиторами. Если говорить об эстрадной песенной музыке, то наряду с примитивной «музыкой для ног» есть прекрасные песни и исполнители. Многие преподаватели с удовольствием берут в репертуар произведения, написанные в советское время. Это всегда замечательные литературные и музыкальные тексты.

— Елена Александровна, как готовитесь отметить юбилей школы?

— По традиции отметим это событие торжественным концертом и выставкой учащихся и преподавателей изобразительного искусства. Мечтаем работать в новом, современном здании. Строительство запланировано на 2025 год, в рамках Федеральной программы развития Дальнего Востока. Новая школа откроет следующую страницу истории развития искусства на Нижнем Амуре.

Александр Иванов.

Поделиться

Анонс

Анонсы на 28 февраля

 

Теперь мои ценности – семья, ребенок. Простые и понятные для каждого человека, и от этого цена невероятно высокая.

Подробности читайте в газете «АЛ» за 28 февраля

 

Концертная программа началась с захватывающего выступления образцового вокального ансамбля «Светлячок» Детской школы искусств.

Подробности в газете «АЛ» за 28 февраля

 

История семьи Николая и Антонины Мавровских – это история о любви, терпении и совместных усилиях.

Подробности в газете «АЛ» за 28 февраля

 

А вместе они родители троих мальчиков и шести девочек …Сейчас у супругов 17 внуков! Вот такое бесценное богатство!

Подробности в газете «АЛ» за 28 февраля

 

 

x