Инвентаризация: прерванный полёт

«БТИ» — аббревиатура для многих загадочная. Смысл этого трёхбуквия с каждым подом становится всё менее очевиден. В некоторых регионах БТИ кануло в пучину оптимизации, в некоторых — продолжает существовать и сегодня. Руководитель Николаевского-на-Амуре отделения КГБУ «Хабкрайкадастр» Ирина Вячеславовна Исакова рассказала корреспонденту «АЛ» о том, чем живёт бюро технической инвентаризации в нашем городе и о том, что ждёт его в ближайшем будущем.

— Ирина Вячеславовна, расскажите о своём пути в структуре БТИ.

— Я пришла в БТИ в далёком 1982 году. Не имея образования, близкого к этой сфере, занимала должности архивариуса, затем техника. Потом, отучившись от предприятия, работала кадастровым инженером. Сейчас нахожусь на посту руководителя предприятия.

— Как давно в Николаевске существует бюро технической инвентаризации?

— Служба существует с 1928 года. В то время молодое Советское государство наводило порядок в народном хозяйстве, и властям нужно было понять, чем располагает страна. Для учёта зданий и сооружений была создана Служба технической инвентаризации.

БТИ в Николаевске начинало работу при городском Совете народных депутатов. Работы всегда было много, в том числе в период так называемого застоя, потому что каждые 5 лет проводилась плановая инвентаризация всего фонда, как жилого, так и нежилого.

В бюро работали 16 человек, которые обслуживали 6 районов: Охотский, Тугуро-Чумиканский, имени Полины Осипенко, Ульчский, Аяно-Майский и Николаевский. Взаимодействие между Николаевском и названными местностями было налажено благодаря развитой сети гражданской авиации и доступности авиаперелётов.

Перестройка стала тем переломным моментом, когда механизмы, слаженно и эффективно работавшие долгие десятилетия, были сломаны. «Невидимая рука» рынка свернула развитую сеть авиасообщения, упразднив аэропорты во многих населённых пунктах Хабаровского края. С тех пор наши специалисты были вынуждены добираться в районы через г. Хабаровск, что вскоре было признано нерентабельным. Вследствие этого все шесть вышеназванных районов вывели из-под нашей юрисдикции.

Спустя время, государство отменило плановую инвентаризацию. Это стало ключевым негативным моментом, привнесённым новыми веяниями.

Отмена плановой инвентаризации лишила нас механизмов для актуализации данных.

Стали нередки ситуации, когда жители города обращаются за справкой о, допустим, проценте износа здания, а мы ничем не можем им помочь, так как у нас в распоряжении лишь устаревшие данные.

Сегодня мы проводим лишь первичную инвентаризацию либо инвентаризацию по заявлению хозяина недвижимости. Однако практика показывает, что ни физические, ни юридические лица не торопятся выкладывать деньги за обращение в нашу структуру, делая это в самом крайнем случае.

Ещё один негативный момент отказа от плановой инвентаризации лежит в области прав наследования. Наследники с документами, подтверждающими права владения, обращаются к нотариусу и оформляют то, что имеется по бумагам, но не то, что есть на земельном участке на самом деле. Обязательного обследования при оформлении таких сделок, как наследование, не существует.

Меняются времена, меняются и подходы…

— Можно ли сказать, что служба БТИ в Николаевске со временем будет упразднена?

— К январю 2021 года наш архив будет передан в Хабаровск, а мы будем находиться здесь ещё неопределённый период, выдавая некоторые справки.

— Как отразится эта структурная перемена на особенностях предоставления услуг?

— Отразится на сроках изготовления документов. В БТИ существуют разные сроки, в зависимости от типа запроса. Когда наше подразделение ликвидируют, заявитель будет обращаться в МФЦ. К срокам подготовки документов, которые есть у БТИ, будет прибавлен срок МФЦ. То есть, если ранее заявитель получал справку в течение 5 дней, то с передачей функций МФЦ срок вырастет до 15 дней. Так же будут обстоять дела и со сроком получения остальных документов.

Говоря о сроках, можно привести в пример порядок работы службы БТИ в г. Комсомольске-на-Амуре, в чью юрисдикцию был передан Ульчский район. Специалисты БТИ из Комсомольска-на-Амуре в течение 3-4 месяцев принимают заявки, и только набрав их определённое количество, едут в командировку. То есть клиент, который, например, попал в начало формирования этого пакета заявок, может ожидать 3-5 месяцев. Тот же сценарий будет реализован и у нас, так как на оформление одного построившегося дома в командировку (с учётом цен на авиабилеты) из Хабаровска не отправят специалиста — будут ожидать, пока не наберутся ещё заявки.

Также хочу обратить внимание на фактор межличностной коммуникации при обработке запроса. Когда к нам приходит пожилой человек за справкой, мы в ответ уточняем, за какой именно справкой. Выясняем, какая служба направила заявителя и для каких целей необходимо получить справку. Нередко я звоню туда, откуда гражданина направили к нам, и уточняю, что конкретно от него требуется. Проведя это мини-расследование, мы подготавливаем и выдаём справку. Будут ли в МФЦ заниматься всем этим — большой вопрос.

— А как было в советское время?

— Для физического лица у нас во времена СССР всегда была свежая информация, ведь под рукой была актуальная база инвентаризации, которая позволяла сразу выдать необходимый документ. Исключение составляли наследственные дела, там была нужна новая инвентаризация. Но и её мы делали быстро — в течение двух недель гражданин получал на руки необходимые документы.

— Ирина Вячеславовна, стало быть, на сегодняшний день актуальных сведений по подавляющей части жилого фонда у вас нет?

— Могу точно сказать, что конкретной и чёткой информации нет. Потому что сплошная инвентаризация, особенно многоквартирных домов, в последний раз в нашем районе проводилась перед началом приватизации в 90-х годах. Соответственно, основные данные устарели. Жилищный фонд в районе не проинвентаризирован. Всё это — следствия отмены плановой инвентаризации.

— Как в таком случае обстоит дело со строительством домов и коттеджей?

— Добросовестные владельцы недвижимости обращаются за оформлением документов. Но есть и те, кто построил дом и живёт годами, не извещая БТИ. Можно вспомнить ситуацию с подтоплением домов в п. Маго, когда мы получали обращения о повреждении домов от граждан, которые не могли доказать права собственности, потому что в своё время не оформили документы.

Подобная проблема есть сейчас и в нашем городе. Допустим, горожане приобрели старый домик, затем снесли его и построили на участке новое строение. Эти действия никак не отслеживаются. Далее, в частном секторе города нередко можно увидеть разрушенные и заброшенные дома. Бывает так, что в этих домах умер владелец, и нет хозяина.

Сейчас установление информации о владельце дома лежит на плечах заинтересованного физического лица.

На мой взгляд, контролировать эти моменты должна администрация района.

— Возвращаясь к ситуации с архивом, чем обусловлена его передача в г. Хабаровск?

— Архив принадлежит Правительству Хабаровского края, а мы, по факту, являемся его держателями. Но архив нужен именно здесь, ведь мы регулярно обращаемся к нему, обслуживая запросы населения. Наш архив не просто так называется рабочим — этими документами пользуемся постоянно.

Представьте ситуацию, что эти многочисленные фонды свезут с разных мест в одно. Специалисту там, на месте, будет физически непросто найти запрашиваемый кем-либо из Николаевска документ.

Итог будет один — людям станет сложнее и дольше оформлять документы.

— Какие услуги БТИ на сегодняшний день пользуются наибольшим спросом?

— В основном это, конечно, справочная информация. До 1998 года все сделки регистрировались у нас, а при оформлении любых сделок человек должен получить у нас справку, что его имущество у нас было или не было зарегистрировано. Также обращаются за справками об отсутствии собственности при постановке на очередь для приобретения жилья по молодёжным сертификатам.

По-прежнему востребованы технические паспорта. Многие организации при работе с гражданами продолжают обращаться к техпаспорту, ведь там содержатся основные данные — строительные материалы, фундамент, стены, крыши; какую систему благоустройства имеют, площади, объёмы. Напомню, чтобы получить технический паспорт, заявителю необходимо обратиться к нам с заявлением и предоставить основание владения объектом или земельным участком, на котором стоит этот объект.

— Является ли техническая инвентаризация основной функцией вашей службы сейчас?

— Основная функция, которую проводит наш центральный офис, — государственная кадастровая оценка, и уже потом учёт недвижимости — та самая техническая инвентаризация. Кадастровая оценка финансируется из бюджета, поэтому здесь, на месте, мы работаем на самоокупаемости. Аренда помещения, коммунальные услуги, охрана, зарплата — всё это мы должны заработать. То есть с того, что клиенты платят нам за справки, инвентаризацию, мы получаем зарплату и оплачиваем своё содержание.

— Достаточен ли поток клиентов, чтобы обеспечивать достойный уровень оплаты труда?

— Мы работаем за счёт юридических лиц, проводя инвентаризацию основных фондов предприятий. Но, как я уже говорила выше, предприятия не торопятся это делать, а за счёт физических лиц покрыть текущее содержание службы невозможно.

— Ирина Вячеславовна, что бы Вы хотели пожелать гражданам, особенно пожилого возраста, которые в будущем будут обращаться в БТИ или МФЦ?

— Терпения и быть внимательнее к своим документам. Хочется, чтобы граждане убедились, что с их документами на имущество всё в порядке, пока ещё работает наша служба, и архив находится в нашем распоряжении.

Александр ИВАНОВ.

Поделиться
   

Анонс

Кто они, герои нашего времени? Это наши милые, дорогие медицинские сестры, работавшие в «красной зоне», спасавшие больных, заразившихся коронавирусной инфекцией. Читайте о них в газете «АЛ» за 12 мая.

В чем счастье семьи Бурмакиных? Что они сами об этом думают? Читайте в газете «АЛ» за 12 мая.

x
   

Анонс

Кто они, герои нашего времени? Это наши милые, дорогие медицинские сестры, работавшие в «красной зоне», спасавшие больных, заразившихся коронавирусной инфекцией. Читайте о них в газете «АЛ» за 12 мая.

В чем счастье семьи Бурмакиных? Что они сами об этом думают? Читайте в газете «АЛ» за 12 мая.

x