Дети многое могли и не боялись трудностей

Многие в нашем городе знают Антонину Алексеевну Кухтину, заслуженного учителя Российской Федерации, знатока литературы, щедрого человека, принципиального товарища.

Сейчас Антонина Алексеевна погружена в заботы о правнучках, «осиливает» вместе с ними школьную программу, стараясь пристрастить к чтению, к слову. Самодеятельные поэты нашего города и района бесконечно благодарны ей за те рецензии, которые она дала на их первые опыты со словом. Так со страниц городской газеты «М-пресс» мы узнали имена Н. Неупокоевой, А. Рачкова, Г. Смалевой, Л. Меркумьянце- вой, Н. Бикбаув и многих других. Наша нижнеамурская земля богата людьми творческими.

Вот и из разговора с Антониной Алексеевной о её военном детстве я поняла, как, несмотря на трудности сурового времени, в душе этого человека поселился и расцвёл тот огонёк творчества (без него нет настоящего Учителя!), который согревает сердца всех людей, что встречаются на её жизненном пути.

По словам Антонины Алексеевны, войну она помнит с трёх лет. В их селе был клуб, куда все жители собирались посмотреть пьесы, послушать песни в исполнении односельчан. Вот там-то и прозвучала очень грустная песня дяди Саши. Это был молодой мужчина, недавно пришедший с финской войны. Он хромал, так как был серьёзно ранен. Слова песни были очень просты, видимо, родилась она в солдатской среде: «А финн меня ранил, а финн меня ранил три раза. Болят мои раны, болят мои раны тяжело. Одна заживает, другая — нарывает, от третьей придётся умереть». Женщины плакали. Девочка сидела у мамы на коленях, смотрела на всех. Было очень грустно. И не догадывались они, что главные слёзы впереди. Помнит, как в плаче кричала соседка, когда мужу принесли повестку из военкомата. На крик сбежались все дети. А вскоре в её дом пришла похоронка, и многодетная семья осиротела. Став первоклассницей, Антонина видела, как страдает её учительница, которой тоже принесли похоронку.

В далёком селе на Амуре жили эвакуированные. Вспоминается одноклассник. Его мама работала врачом в больнице, а дети учились. После окончания войны приехал их отец, военный лётчик, и увёз в Киев, на родину.

В 1944 году призвали в действующую армию старшую сестру 19-ти лет. Служила она на Дальнем Востоке, потом в госпитале в Северной Корее. После победы с наградами она приехала домой и работала в сельской больнице.

Военные события на Дальнем Востоке осиротили село. Многие семьи не дождались своих мужчин. День, когда в класс вбежал учитель физкультуры и прокричал: «Победа! Победа!», помнится до сих пор. Ярко. Громко. Люди побежали в клуб, там собралось всё село. Все ликовали. Были горячие слова, песни, слёзы радости. Этот день разделил жизнь на до и после.

Родилась и выросла Антонина Алексеевна в селе на Нижнем Амуре с многозначительным названием — Воскресенское. В нем жили трудолюбивые люди. Работали и старые, и малые. Бездельников не было. В селе всегда найдется работа по силам и возможностям. Дети были рядом со взрослыми. А детей в селе было много. Почти каждая семья — многодетная.

Порядок обеспечивал сельский совет: в годы войны следовало соблюдать светомаскировку, обучали молодых военному делу, держали связь с районным центром, контролировали санитарное состояние села. Поэтому не было драк, краж, склок.

Культурную жизнь организовывал клуб. Несмотря на трудности, люди много пели во время отдыха на полях, на покосе, вечерами на пятачке около кузницы. Женщины в минуты отдыха любили широкие народные песни о рябине, о женской доле, мужчинам нравилась история о Байкале, о трёх танкистах. Я, к сожалению, не знала этих песен, поэтому моя собеседница с лёгкостью процитировала:

«На границе тучи ходят хмуро, Край суровый тишиной объят. У высоких берегов Амура Часовые Родины стоят».

Самое примечательное случилось позже. В конце 70-х годов автор этих строк, Борис Ласкин, приехал в наш город Николаевск. Вместе с другими писателями он оказался в школе № 2 на встрече с учениками, где тогда работала Антонина Алексеевна. Разумеется, никто его в лицо не знал. Но когда он признался в авторстве, все были в восторге, аплодисментам не было конца, а потом все вместе пели «Три танкиста».

Дети очень любили песню «Орлёнок» (на этот раз было стыдно признаваться, что я не знаю этой песни). Придя домой, открыла компьютер, прочитала, послушала исполнение. Незамысловатые слова берут за душу, остаться равнодушным невозможно. Подросток-герой идёт в бой, попадает в плен и погибает за то, во что верит. Перед казнью надеется на помощь верных товарищей, которые продолжат его дело… Советую читателям газеты познакомиться с историей создания этой песни, узнать, какую роль сыграла она во время Великой Отечественной войны. В клубе, в школе часто звучала популярная до сих пор «Катюша».

Что читали дети в эту эпоху? Это были книги А. Гайдара, М. Пришвина, А. Скребицкого, В. Бианки, А. Пушкина. Книги были в каждом доме. Электричества в селе не было. Вечерами при керосиновой лампе начиналось чтение вслух.

Была в селе кузница. Днём работали мужчины, крутились около них дети. Взрослые вели серьёзные разговоры, а дети постигали жизненные азы. Когда в 1944 году в связи с войной было принято решение подготовить запасной аэродром недалеко от села, то обратились к школьникам. Надо было освободившееся капустное поле очистить от кочерыжек. И школьники 3-4 классов справились. Дети вообще много могли и не боялись труда.

Какие радости были у детей? Открытие школы-семилетки, приезд новых учителей. В этом было счастье и для родителей.

Школа открыла новый мир, дала возможность продолжить образование. Но это уже будет позже, когда после окончания войны получили возможность планировать будущее.

Сейчас села нет. Всё закрыла тайга. Такова судьба многих поселений на нашем Амуре. Грустно. Кажется, ещё не так давно жили и трудились на благо Родины и во имя победы. Амур с его рыбаками кормил не только тех, кто здесь жил, но и страну, и фронт.

Слушая эту интересную собеседницу, я поняла, что военные годы в начале её жизненного пути стали школой гуманного отношения к людям, школой ответственного отношения к любому труду, будь то ученический или учительский, школой любви к русскому слову.

Арина Абабкова, 10 класс, школа № 5.

Поделиться
   

Анонс

Ледовый дворец в Николаевске – пятый в Хабаровском крае. Достойное спортивное сооружение, которым мы будем по праву гордиться и, надеемся, растить чемпионов. Об этом «АЛ» рассказывает в номере за 3 ноября.

 

У николаевцев есть огромное желание сделать парк не хуже сквера. Две сотни волонтёров приводили его в порядок в минувшие выходные. Читайте об этом в газете «АЛ» за 3 ноября.

 

Книга о судостроительном заводе и его людях, написанная В.В. Муриком, откровенно рассказывает о днях величия и упадка предприятия в газете «АЛ» за 3 ноября

 

Направлено обращение к председателю Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко о ситуации с рыбопромышленными предприятиями. Ждем с надежной результата. Читайте газету за 3 ноября.

x
   

Анонс

Ледовый дворец в Николаевске – пятый в Хабаровском крае. Достойное спортивное сооружение, которым мы будем по праву гордиться и, надеемся, растить чемпионов. Об этом «АЛ» рассказывает в номере за 3 ноября.

 

У николаевцев есть огромное желание сделать парк не хуже сквера. Две сотни волонтёров приводили его в порядок в минувшие выходные. Читайте об этом в газете «АЛ» за 3 ноября.

 

Книга о судостроительном заводе и его людях, написанная В.В. Муриком, откровенно рассказывает о днях величия и упадка предприятия в газете «АЛ» за 3 ноября

 

Направлено обращение к председателю Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко о ситуации с рыбопромышленными предприятиями. Ждем с надежной результата. Читайте газету за 3 ноября.

x