Рекомендации учителя-логопеда
Родителям детей, которые занимались с логопедом, и сейчас нельзя забывать о занятиях во время самоизоляции и летних каникул. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за этот период могут как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Особенно это касается детей, которые в этом году идут в школу.
—Продолжайте логопедические занятия с ребенком дома, следите за его поставленными звуками в повседневной жизни, — разъясняет учитель-логопед МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» НА. Полюх. — Старайтесь это проделывать через игру. Ведь ведущий вид деятельности у ребенка дошкольного возраста — это игра. Заранее подумайте, где и в какое время можно с ребенком это делать.
Отдыхая вместе, у вас образуется больше времени для общения.
Не стоит забывать о книгах. Читайте больше. Пусть ребёнок перескажет вам рассказ, ответит, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка пополняться.
Чаще говорите с ребёнком не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.
Предложите ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
- Пускать мыльные пузыри через соломинку;
- Дуть через соломинку на веду в стакане (шторм в стакане);
- Надувать воздушные шарики;
- Дуть на маленькие машинки (из киндера), у кого дальше уедет;
- Дуть на детские флюгера;
- Задуть свечку.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
- самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
- собирать, перебирать ягоды; -выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
- играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
- вырезание;
- лепка из пластилина, глины.
И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи:
- Скажи наоборот (высокий-низкий);
- Посчитаем (1 кошка, 2 кошки, 5 кошек);
- Скажи ласково (стол — столик, рука — ручка);
- Один — много (стул — стулья, много стульев; дом — дома, много домов);
- Словообразование (стакан из стекла — какой? — стеклянный);
- Подбирать определения (какие бывают собаки: большие, служебные);
- Игра «Угадай, что я вижу» — по описанию узнать задуманный предмет (зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
- Назвать слова с определённым слогом, звуком.
Составлять предложения с заданными словами. Неважно, что предложения будут получаться необычными, ведь чем смешнее, тем интереснее. Главное, что ребенок учится составлять предложения, согласовывает слова, активизирует словарь. Сначала придумываем предложения из двух слов, а после из трех (обезьяна — качели, слон — ролики — сумка).
Играем, развивая фонематические процессы:
- Повтори за мной (слоговые дорожки — па-ба-па, та-да-та и так далее);
- Назови первый (последний) звук в слове;
- Где спрятался звук — в начале? В середине? В конце? (ищем звук [Л] в словах лопата, колпак, кол);
- Просматривайте и повторяйте материал из домашних тетрадей (у кого они на руках).
Дети очень любят играть в телефоны, в компьютеры. Так почему бы не провести это время с пользой?! Сейчас в умных колонках с Алисой появился детский онлайн-тренажер для развития речи «Легко сказать», где дети с помощью голосового помощника могут тренироваться произносить сложные звуки. Чтобы начать занятие, достаточно попросить: «Алиса, запусти навык «Легко сказать»». Дальше ребенок сможет выбрать, с кем заниматься: с любимыми героями из мультфильма «Фиксики» или звуклями, которых придумали в Яндексе. Самое главное — тренажер позволяет в игровой форме отработать необходимые вам звуки.
Успехов вам и здоровья!