Каждому по потребностям
Директор филиала № 9 Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Николай Павлович Фрей рассказал о ситуации с обеспечением жителей города и района техническими средствами реабилитации (TCP) и протезно-ортопедическими изделиями (ПОИ).
— Николай Павлович, расскажите, как обстоят дела с предоставлением необходимых средств для реабилитации?
— Начнём со сроков и способов обеспечения этими средствами и изделиями. Они прописаны в соответствующих нормативно-правовых документах, которыми мы руководствуемся в своей деятельности. Один из основных и самых понятных любому обывателю, легко найти в сети интернет — административный регламент Фонда социального страхования РФ, он утвержден приказом № 256 от 16 мая 2019 года, в новой редакции вступил в силу в октябре 2019 г., и в нём устанавливается порядок, сроки и последовательность административных действий, осуществляемых Фондом в процессе предоставления социальной помощи гражданам.
— Кто эти лица, которые могут быть обеспечены протезно-ортопедическими или техническими средствами реабилитации?
— Это 8 категорий граждан, включая инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших службу не менее 6 месяцев в воинских частях, учреждениях и военных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года. А также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Сюда же входят награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов. В этом перечне также учтены члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в порты других государств, инвалиды, в том числе дети — инвалиды.
— Что может стать основанием для обращения?
— Индивидуальная реабилитационная программа, которая разрабатывается для каждого льготника на основании медицинских показаний и физического состояния. Человек вправе заявить весь перечень средств, которые предусмотрены программой реабилитации, или выбрать только часть из них, что считает самыми необходимыми. Обратиться может как сам льготник, так и его полномочный представитель, и не обязательно это должны быть родственники. Но при условии предоставления необходимых документов.
— К которым относятся?
— Заявление, документ, удостоверяющий личность, паспорт или свидетельство о рождении для детей до 14 лет. Если заявление предоставляется законным представителем инвалида или ребенка-инвалида, предоставляется документ, подтверждающий его полномочия. Также необходимо предоставить СНИЛС, индивидуальную программу реабилитации или абилитации (для инвалидов и детей-инвалидов) и заключение врачебной комиссии медицинского учреждения об обеспечении протезно-ортопедическими изделиями (для отдельных категорий).
— Собрать пакет документов, как говориться, половина дела. А если инвалид живёт в дальнем селе, как ему быть?
— Тем, кто впервые получает индивидуальную программу реабилитации, я бы рекомендовал прийти на личный прием в филиал по месту регистрации. Это даст возможность задать специалисту вопросы и получить исчерпывающие ответы. В ходе личной беседы легче обнаружить детали и нюансы, которые легко упустить при заочном общении. А еще льготника здесь снабдят необходимой справочной информацией — буклетами, лифлетами, памятками.
Второй вариант для обращения с тем же пакетом документов — МФЦ. МФЦ передаст документы нам, и мы начнем сотрудничать с заявителем по уже отработанной схеме. Для многих современных людей, в том числе инвалидов, общение с гаджетами — жизненная необходимость, окно в мир. Портал государственных услуг для многих как настольная книга, и мы приветствуем обращение в наш Фонд через электронные сервисы. Не сбрасываем со счетов и классический вариант — заказное письмо в адрес ФСС почтой.
— Гражданин обратился в Фонд соцстраха, его заявление приняли. А что дальше?
— Если на день обращения есть действующий государственный контракт с компанией-поставщиком на оказание соответствующей услуги (изготовление TCP и ПОИ), сразу же выдаем направление на получение или изготовление этих изделий, чтобы льготник мог обратиться к исполнителю государственного контракта. Готовое изделие исполнитель доставляет заявителю. Если контракта на техническое средство реабилитации, которое заявлено льготником, еще нет или ему требуется изделие индивидуального изготовления, он попадает в лист ожидания. Но вот контракт заключен. Инвалиду высылается направление на получение либо изготовление TCP в семидневный срок от даты заключения этого контракта. Если изделие серийного производства, сроки обеспечения им льготника не могут превышать 30 дней с момента обращения в организацию — исполнителя. Если это индивидуальный заказ, срок его исполнения не более 60 дней.
У тех, кто не желает ждать, есть возможность приобрести и TCP, и ПОИ на собственные средства. А затем получить денежную компенсацию, предоставив соответствующие документы. Заявление будет рассмотрено, и решение по нему будет принято в течение 30 дней. Еще 30 дней отводится на выплату компенсации. Самостоятельно приобретенные изделия должны соответствовать изделиям, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации.
Нововведение этого года — для людей, нуждающихся в паллиативной помощи, срок рассмотрения их заявления сокращен до 7 дней с момента его поступления к нам.
— Протезы бывают разной сложности, иногда это уникальная и очень индивидуальная конструкция (та же ортопедическая обувь или протез, которые требуют индивидуальной примерки). Как добраться человеку в регион компании-изготовителя, у которого всех финансов — пенсия по инвалидности?
— Если человеку нужно ещё добраться до изготовителя, выдаем талоны на бесплатный проезд до места протезирования и обратно. Это может быть проезд железнодорожным транспортом, а если это дальние расстояния или железнодорожного сообщения нет, оплачивается авиабилет. Наши льготники летают в Новосибирск, Москву, Санкт-Петербург, Курган где есть специализированные центры по изготовлению высокотехнологичных протезов.
Как только льготник получил от нас направление, ему в кратчайшие сроки необходимо связаться с исполнителем его заказа. Чтобы дисциплинировать заявителя, законодатели предусмотрели следующее: если заявление принято и рассмотрено, направление выдано, контракт с изготовителем заключен, но заявитель не явился за своим заказом (при том, что мы его не один раз побеспокоили напоминаниями, уважительной причины для неявки за изготовленным TCP у него нет), услуга считается оказанной, а его заявка закрытой. За обеспечением ему нужно будет обратиться заново, пройти снова тот же путь. Раньше такого условия не было. Это тоже нововведение этого года.
Александр ИВАНОВ.