Школа – это моё!

9 человек стали победителями конкурса на присуждение премий лучшим учителям Хабаровского края за достижения в педагогической деятельности в 2020 году. Среди них Маргарита Александровна Воробьева, учитель географии средней общеобразовательной школы № 1 имени Героя Советского Союза А.С. Александрова. Премии в размере 200 тысяч рублей обычно вручают во время празднования Дня учителя. Но любовь учеников, признание коллег — это вне временных рамок.

— Невозможно добиваться результатов в педагогической деятельности, используя в работе технологии 20-летней давности. И не потому, что они устарели, — дети совсем другие! — это точка зрения Маргариты Александровны, проверенная ее 15-летним опытом работы.

Точка зрения подкреплена наработками, планами — тем обширным материалом, который она представила на конкурс в виде многостраничного портфолио. Только справка, где теоретически обосновываются наработки педагога, составила 25 страниц, а остальные 500 подтверждают, какими методами, формами работы пользовался учитель на уроках. Иначе говоря, на суд комиссии был представлен весь опыт работы за последние три года.

Самым ценным доказательством научного, можно сказать, подхода к обучению школьников стала ее собственная методическая разработка преподавания географии. В принципе, каждый педагог имеет подобные наработки, но не у каждого находится время, возможности, недостает иногда опыта сформировать их, систематизировать так, чтобы и самому использовать, и коллегам была бы она в помощь. Методическая разработка Маргариты

Александровны посвящена сопровождению учащихся в процессе изучения социально-экономической географии.

— Формирование методички началось не вчера, не три года назад, а 15 лет назад, когда я только пришла в школу №1. Каждый год в нее добавлялось что-то новое, и сегодня это достаточно полный и качественный материал, иначе говоря — информационно-образовательная среда, которой пользуюсь я и мои коллеги, — поясняет педагог.

Названа информационно-образовательная среда «БРИЗ», но это не тот легкий ветерок, о котором говорят на уроках географии. Расшифровывается аббревиатура, как Близкая, Рукотворная, Избирательная, Занимательная география. И если кто-то думает, что на уроках школьники только изучают параграфы учебников, то глубоко заблуждается. Вот небольшой перечень дел, которыми увлечены дети Маргариты Александровны на ее уроках: делают модели национальных костюмов народов мира (Костя Ольшак сам сделал кукол и сшил для них одежду, которую носят в Корее, и представлял ее на «Студенческой весне-2019»; модели разных производств (например, нефтеналивной платформы — над ней трудился Андрей Овчаренко). Всего до 25 ученических проектов бывает готово к концу учебного года. Есть такие задания, которые выбирает сам ученик. В чем их необычность? Они разбиты по уровню сложности и соответствующими оценками — «тройкой», «четверкой» или «пятеркой”. Ребята, как правило, выбирают задания, которые оцениваются на «хорошо» и «отлично», мотивируя себя на глубокие знания, поиск ответов на вопросы. Понятно, что на мотивацию ребят влияет педагог. Эти уроки приближены к вузовской системе образования: сначала лекции, а потом практические задания. На уроках используются интерактивные формы и методы обучения. Обычно это происходит в форме диалога, беседы, обсуждается какая-то тема, о которой у детей имеются первоначальные представления, а затем их знания расширяются. И при такой методике обучения отсидеться за партой ученику не получится: все вовлечены в диалог, в поиск истины.

Кроме методической разработки, на конкурс нужно было представить и иные наработки учителя, которые служат критериями оценки его труда. Один из критериев — непрерывность самообразования самого учителя. Что предполагает не только чтение специальной литературы, поиски информации на просторах Интернета. Нужно получать образование на курсах, мастер-классах и самому их проводить, бывать в экспедициях. Что касается экспедиций — это дело хорошо знакомо Маргарите Александровне. Существует Российская ассоциация учителей географии. Маргарита Александровна состоит в ее региональном отделении. А это значит, что географы сотрудничают друг с другом, обмениваются опытом во время тематических путешествий.

— Мне представилась уникальная возможность в 2018 году совершить экспедицию с географами Хабаровского края в Забайкальский край, в Читу, — рассказывает М.А. Воробьева. — Там мы стажировались, обменивались опытом. В 2019 году ездила в Бурятию, в Улан-Удэ с той же целью. Поездки — вещь полезная. Ты переосмысливаешь свои труды, общаешься с коллегами. И это дает больший результат, чем одиночное копание в Интернете.

Добавим к этому, что в июне этого года Маргарита Александровна участвовала в двух региональных педагогических конференциях, в июле училась на краевых курсах географов. Ну а август — традиционное время для самоподготовки к предстоящему учебному году.

Следующим критерием послужила работа с определенными категориями учеников: с одаренными или имеющими ограничения по здоровью.

— У меня так сложилась педагогическая судьба, что я работаю с одаренными учениками. Мне интересно работать с такими ребятами: они любопытные, высокомотивированные, нацелены на результат. Четыре года являюсь тьютером дистанционной каникулярной районной школы. Здесь мы объединяем детей, ставших победителями муниципальных олимпиад, и готовим их к региональному этапу состязаний. В моем портфолио было много подтверждающих эту работу фактов, когда дети становились победителями краевых конкурсов.

Педагогу нужно было показать, как строится ее внеурочная работа с учениками.

— Эта работа приносит мне массу положительных эмоций. Она идет по нескольким направлениям. На конкурс я представила результаты работы по краеведению на тему «Мой край Хабаровский». Внеурочкой занимаюсь и с первоклассниками. Когда мне распределили малышей начальной школы, запереживала, что же я с ними буду делать, они ведь ни читать, ни писать еще не умеют?! Мы сначала рисовали, лепили, а потом уже пошла серьезная деятельность. Работы показываю не только на муниципальном уровне, но направляю в край на конкурсы с дистанционным участием. И мы себя неплохо зарекомендовали, — поясняет Маргарита Александровна.

В конце нашего разговора я спросила Маргариту Александровну, так какой же он, современный учитель?

— Учитель должен быть заинтересован не просто в своей деятельности, а в результате своего ученика. Да, я опечалюсь, если он забудет, где находится Камчатка или Чукотка. Но мне важно, чтобы мои ученики выросли хорошими людьми. В этом году выпустила девятый класс, и с пятого я им говорила: будьте людьми, не шагайте по головам. Успеваемость, понятно, у всех разная, но то, что они не черствы душой и сердцем, что они отзывчивы, не сделают пакость, — для меня это важно. Если учитель заинтересован в результате своих учеников, то ничего не остается, как самому постоянно находиться в поиске. Если учитель выпал из новинок, то ему будет сложно. Стараюсь все успевать. Надо смотреть, читать, изучать опыт других. Школа — это мое. Чувствую, что я на своем месте.

Людмила ПОПОВА.

Поделиться

Анонс

Анонсы на 24 апреля

Сдача объекта состоялась, но официальное открытие с традиционным разрезанием ленточки пройдет немного позже..

Подробности читайте в газете «АЛ» за 24 апреля

Мама и папа совсем не постарели и не потеряли вкус к происходящему вокруг. Мы для них так и остались маленькими девчушками с задорными хвостиками волос на голове.

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Весенние каникулы. Знай наших! О чем переживают школьники? В преддверии пасхи. Недетские шалости. Читайте газету в газете «Молодежка 2.0».

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Вова в прошлом году сделал невозможное. Он получил особый приз за пять побед на Кубке Полиметала в Хабаровске. Репортаж в режиме онлайн провел корреспондент «АЛ».

.Подробности в газете «АЛ» за 17 апреля

x