Большой кубок Амура — 2020

Под таким названием с 8 по 13 августа в акватории Амура проходили соревнования парусных яхт, участие в которых приняли 8 команд из Комсомольска и Хабаровска. Преодолеть почти 500 километров по реке, чтобы заглянул» на юбилей одного из старейших городов Дальнего Востока, — такую задачу периодически ставят перед собой яхтсмены нашего края.

Финальной чертой этих соревнований Николаевск становится раз в пять лет. Обычно их маршрут пролегает между Комсомольском и Хабаровском и составляет 400 километров с небольшим, но рано или поздно всем хочется разнообразия, поэтому маршрут приходится менять и усложнять. Лучший из всех вариантов для этого — спуститься в низовья Амура.

В этом году яхты шли к нам шесть дней, окончательно встав на якорь в Николаевске накануне его дня рождения. Экипаж каждого судна состоял из 3-5 человек, так что всего в день их прибытия город принял 28 гостей. Радушную встречу организовали специалисты отделов культуры, молодёжной политики, физической культуры и спорта администрации района, угостив пирожками и предложив ознакомительную поездку в город с возможностью принять душ и посетить магазины.

Изначально на маршрут готовилось выйти 14 яхт, но из-за пресловутой пандемии финансирование регаты было сокращено краевым спорткомитетом.

Главным судьёй «Кубка Амура» уже на протяжении 10 лет является президент Федерации парусного спорта Комсомольска-на-Амуре Алексей Александрович Батаков. Впервые в рамках «кубка» он посетил Николаевск ещё в 2000 году, когда городу исполнялось 150 лет. От него-то мы и узнали некоторые подробности об этих соревнованиях.

А.А. Батаков:

— «Большой кубок Амура», как и простой «Кубок Амура», — это любительская регата, но проводится она по международным правилам парусных гонок (они, к слову, непростые и изложены более чем на 100 страницах). За грубое нарушение этих правил участникам грозит штраф или дисквалификация, так что все участники относятся к гонке весьма серьёзно. Если говорить в общем, то парусный спорт — один из самых сложных. Каждую гонку можно сравнить, пожалуй, с шахматной партией. От участников требуется правильно разложить дистанцию, поймать ветер, найти самый выгодный проход по воде… Все эти моменты планируются заранее, и у кого из капитанов план действий более продуманный и практичный, у того и ветер в парусах «полезней». В этом и кроется тот самый спортивный элемент.

«Иметь свою собственную яхту, вот это да! Как же это, должно быть, классно, не спеша плыть на ней по реке, слушать плеск волн и беседовать о чём-нибудь приятном со своими близкими или друзьями», — подумало сейчас большинство читателей. «Но как бы не так! Участие в регате, это совсем не лёгкая и приятная прогулка!» — уверяет матёрый яхтсмен.

— Что мы обычно видим на различных фото или в видеороликах? Водная гладь, яхта с белоснежным парусом, люди в чистеньких костюмах расслаблены и улыбаются, красота! На самом же деле, когда идёт гонка, то в яхте всё буквально кувырком: экипаж метается с одного борта к другому, ловит верёвки с блоками, что-то делает, а когда дует сильный ветер и идёт волна… В общем, такое «развлечение» сильно выматывает. Приятные моменты, конечно же, есть, но это только пятая часть от всего остального.

Суровые испытания, однако, не отпугивают желающих выйти на воду. Среди экипажей команд немало как женщин, так и детей. К примеру, самой маленькой участнице «Большого кубка Амура» всего 3 года (интервью с семьёй смотрите на нашей странице в Инстаграм @liman_online). А с одной из семей всегда путешествует пёс Лаврентий.

Естественно, возникает вопрос: «Проходят ли люди какую-то подготовку перед тем как «попадают на борт?».

— Всё начинается с парусной школы. Одна из таких находится в Комсомольске, я в ней работаю, — объясняет А.А. Батаков. — Как обычно, вначале несколько курсов теории, и только потом переходим к практике. Это делится на любительский и профессиональный уровни. Хочешь принять участие в соревнованиях — проходи шь углублённый курс, желаешь просто проводить время с семьёй на природе — ограничиваешься вводным. Примерно треть обучающихся остаётся до конца, и далеко не всегда это люди профессионально связанные с мореходством.

Цена всего этого удовольствия, как удалось выяснить, немаленькая. Месяц обучения в таких школах обходится в сумму от десяти до тридцати тысяч рублей, в зависимости от выбранного курса. А если подходить к этому делу со всей серьёзностью, то к цифре обучения стоит прибавить и стоимость самой яхты. Самый дешевый экземпляр, который действительно будет держаться на воде, обойдется в пару сотен тысяч рублей. Из прибывших яхт есть и стоимостью около 3 млн руб. На таких даже душ предусмотрен. По словам яхтсмена, некоторые строят себе яхты самостоятельно, иногда получается даже дешевле.

Многие горожане, сумевшие лично взглянуть на судна гостей-спортсменов, наверняка заметили, что все они различаются по своим габаритам (это видно и на фотографии). Очевидно, что чем легче яхта, тем быстрее она придёт к финишу, но это ведь нечестно!

— Да, яхты разногабаритные, но это не даёт им преимущества, — объясняет судья. — Чтобы уравнять шансы, на соревнованиях используется специальная система обмера судов — гандикап. По ней выводится набор индивидуальных коэффициентов яхты, и формула пересчёта времени, показанного ею на дистанции. Так что далеко не всегда тот, кто пришел первым к финишу, окажется победителем.

Система интересная, но тем не менее в этом соревновании яхты всё же были поделены на две группы (по четыре в каждой): в первой соревновались современные и быстроходные, во второй — самострой и более тяжелые суда. Победители определены таким образом: в первой группе это яхта «Алексия», во второй — «Новый Ургал». Что же помогло им вырваться вперёд? Неужели капитаны этих яхт знают более «ветреные» места?

— Ветер дует для всех одинаково, поэтому лучше всего мастерство капитана видно в штиль, — делится мудростью А. Батаков. — Опытный яхтсмен всегда займет выгодную позицию, поймает порыв ветра с сопки, правильно повернет парус… Пара таких моментов, и вот уже заметен его отрыв от других участников. Вот в чем разница между первым и вторым. Конечно, в этом всём присутствует и элемент удачи, куда же без неё?!

Гостили любители парусного спорта в Николаевске недолго, всего три дня. За это время успели посетить мероприятия на праздновании Дня города, где, кстати, тоже не остались без внимания, и пару раз устроили в бухте дефиле своих яхт-красавиц «Цветные паруса». Надеемся, вы успели их оценить, потому что следующая встреча с яхтсменами Амура состоится только через 5 лет. Может, к этому времени у кого-то из вас появятся и свои собственные…

Сергей ТРУТНЕВ.

Фото Нины НАЙДЁНОВОЙ.

Поделиться

Анонс

Анонсы на 28 февраля

 

Теперь мои ценности – семья, ребенок. Простые и понятные для каждого человека, и от этого цена невероятно высокая.

Подробности читайте в газете «АЛ» за 28 февраля

 

Концертная программа началась с захватывающего выступления образцового вокального ансамбля «Светлячок» Детской школы искусств.

Подробности в газете «АЛ» за 28 февраля

 

История семьи Николая и Антонины Мавровских – это история о любви, терпении и совместных усилиях.

Подробности в газете «АЛ» за 28 февраля

 

А вместе они родители троих мальчиков и шести девочек …Сейчас у супругов 17 внуков! Вот такое бесценное богатство!

Подробности в газете «АЛ» за 28 февраля

 

 

x