Достижение школы – талантливые ученики

Ровно 69 лет назад городская власть решила создать в Николаевске-на-Амуре Детскую школу искусств. Держа в уме эту дату, корреспондент «АЛ» побеседовал с директором школы Еленой Александровной Шошиной. Человек надёжный, энергичный, жизнерадостный и бесконечно преданный любимой школе и людям, которые там работают, поддерживая статус одной из лучших школ искусств Хабаровского края, Елена Александровна рассказала нам об учебном заведении и о том, какую роль ДШИ играет в жизни юных нижнеамурцев.

— Елена Александровна, расскажите об истории зарождения школы.

— 26 сентября 1951 года исполнительным комитетом Нижне-Амурского областного Совета депутатов трудящихся было принято решение Ns 324 об открытии в городе Детской музыкальной школы.

Фактически школа начала функционировать с сентября 1953 года. Поэтому 70-летний юбилей мы будем отмечать в 2023 году.

В первом учебном году открылись классы фортепиано, скрипки и народных инструментов. Кроме того, преподавалась элементарная теория музыки, сольфеджио, музыкальная литература, был организован детский хор, а также детский музыкальный лекторий.

К 1959 году в школе добавились отделения кларнета, баяна; обучалось 160 человек.

В 1992 году музыкальная школа становится многопрофильной, преобразовавшись в Детскую школу искусств. Наряду с традиционными классами появляются художественное, хоровое и эстетическое отделения.

— Как давно Вы работаете здесь?

— С 1 февраля 1989 года. До 2004 года преподавала на хоровом отделении, а с 2004 до 2011 года — в должности заместителя директора по учебной работе. В 2012 году была назначена на должность директора.

— Что привело Вас в мир искусства и творчества?

— Увидела и услышала, как моя одноклассница играет на пианино, и тоже захотела научиться. Поступила в музыкальную школу в 9 лет. У меня был прекрасный педагог — Лидия Михайловна Малинина, человек очень интересный, разносторонний и бесконечно влюбленный в музыку. Она очень хотела, чтобы я продолжила обучение. После окончания школы я поступила в Хабаровский краевой колледж искусств и окончила дирижерско-хоровое отделение. Вернулась в Николаевск и в феврале 1989 года вышла на работу.

— Как школа пережила непростые 90-е?

— В те годы уехали многие преподаватели нашей школы. В советское время образовательные программы были и 5-летние, и 7-летние, в зависимости от возраста поступающих. В перестроечные годы все программы были переведены на 5-летнее обучение даже для тех детей, которые поступали в 7-летнем возрасте. Тем не менее мы как-то выходили из положения. Бывало, что дети, оканчивая школу в 12 или 13 лет, возвращались через год или два в класс профессиональной ориентации. Это те юноши и девушки, которые хотели и дальше продолжить обучение в профильных учебных заведениях.

До прихода кризисных 90-х годов, в советское время, в ДШИ был большой педагогический коллектив. Все отделения были представлены четырьмя или пятью преподавателями. Да и количество учащихся было другим — почти 300 человек только в городе, без учёта населенных пунктов, в которых находились филиалы музыкальной школы. Сейчас с оттоком преподавателей уменьшился и контингент обучающихся.

— Детская школа искусств Николаевска-на-Амуре заслуженно считается одной из лучших в крае. В чем, на Ваш взгляд, секрет успеха?

— У каждого преподавателя свой секрет, который формируется в процессе его профессиональной деятельности. В.О. Ключевский, русский историк, профессор Московского университета, академик Санкт-Петербургской академии наук, говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Важно взаимопонимание учителя и ученика. Без этого достичь положительных результатов обучения невозможно. Любовь, доброта, искренность — то, что нужно детям.

Кроме того, наша профессия требует постоянного совершенствования. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, нужно постоянно идти вперед. Наши преподаватели постоянно находятся в творческом и профессиональном поиске, чтобы быть успешными и интересными для своих учеников. К.Д. Ушинский говорил: «Учитель лишь до тех пор остается учителем, пока сам учится. Как только он перестает учиться, он перестает быть учителем». Мне кажется, в этом и кроется успех каждого преподавателя и педагогического коллектива в целом.

— Елена Александровна, в Детской школе искусств собрался уникальный коллектив преподавателей. Ваших педагогов сразу видно по вдохновленным лицам, горящим глазам… Как удается находить таких людей в команду?

— В нашу профессию не приходят случайно. Люди осознанно выбирают эту сферу деятельности, связанную и с искусством, и с обучением. Невозможно зажечь детские глаза, пробудить интерес у наших учеников, заразить их творчеством, не отдавая им свою энергию, свою любовь, свое мастерство.

— Заслуженные педагоги — это, как правило, громадный опыт, тщательный подход, сбалансированность, осмотрительность. Чем отличаются молодые педагоги, что они привносят в процесс обучения?

— У нас очень талантливые молодые преподаватели. Они горят желанием работать, у них много энергии, задора, они ближе по возрасту к нашим ученикам, им легче установить контакт с детьми. Они владеют новыми технологиями, что тоже очень помогает в учебном процессе. И, конечно же, наши молодые кадры заряжают и старшее поколение преподавателей своей энергией.

— А дети, в свою очередь, учат чему-то педагогов?

— Дети для нас — это стимул постоянно развиваться, идти в ногу со временем. Мы учимся у них открытости, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира. Мы учимся у детей непосредственности, честности, интуиции, естественности и простоте. Иногда бывает очень полезно взглянуть на обычные вещи глазами ребенка и увидеть мир совершенно в ином свете.

— В каких мероприятиях принимает участие школа?

— Нас часто приглашают на свои мероприятия районный Дом культуры, городская и районные библиотеки, музей. Наши художники всегда участвуют в выставках, а музыканты принимают активное участие не только в школьных концертах, но и в городских. Кроме этого, мы постоянно проводим конкурсы среди учащихся, предоставляя возможность детям себя проявить и показать.

При школе много лет работает детская музыкальная филармония для воспитанников детских садов. В концертных номерах мы задействуем как можно большее количество учащихся. Дети с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях.

— Какое влияние на развитие ребёнка оказывает обучение в школе искусств?

— Дети, занимающиеся разными видами искусства, опережают своих сверстников в развитии, они быстрее усваивают навыки чтения и умеют яснее выражать свои мысли. Это научно подтвержденный факт. Регулярные занятия видами искусства с детьми развивают не только моторику рук, но и речь.

Например, чтобы ребенок успешнее учил иностранные языки, не надо заставлять его зубрить грамматику. Надо заниматься музыкой, чтобы перенять мелодику иностранной речи. Такие уроки развивают у детей красивую и грамотную речь.

Чем больше времени ребенок будет занят различными видами деятельности, чем больше интереса и поддержки от родителей он будет получать за свои достижения — тем выше будет уровень дисциплины, культуры, уверенности в себе; ребенок научится правильно расходовать свое свободное время.

Чем больше вершин покорит ребенок в юном возрасте, тем более успешной, многогранной и уверенной в себе личностью он войдет во взрослую жизнь. Ведь кто научится уважать себя, того будут уважать и окружающие.

 

— Под одной крышей уживаются и музыканты, и художники. Елена Александровна, как удаётся каждому направлению уделить внимание?

— Музыка и изобразительное искусство очень тесно связаны. Всё это — способ автора выразить свои чувства, эмоции и впечатления. Разница лишь в способе их передачи. Мы все работаем в одном коллективе, служим одной цели, учим детей понимать, любить искусство в любом его проявлении. Поэтому нет никакого разделения между музыкантами и художниками. И задача администрации — развивать все направления школы.

— Каково, на Ваш взгляд, самое главное достижение школы на сегодняшний день?

— Конечно, самое главное достижение школы — это наши талантливые ученики, которые в этом году приняли участие и стали победителями в 14 конкурсах различного уровня — от краевого до международного. А еще наша выпускница Камилла Халилова поступила в Хабаровский краевой колледж искусств на отделение эстрадного пения. Она набрала наибольшее количество баллов среди абитуриентов на вступительном экзамене по специальности. Учебный год начался с радостного события — наш коллектив пополнился двумя замечательными преподавателями по классу фортепиано.

— Поздравляем с этим событием! Говоря о светлых моментах в истории школы, можно вспомнить и её выпускников, чьи имена известны далеко за пределами нашего края.

— Да, таких очень много. У нас изумительные художники, они ежегодно побеждают в конкурсах, причём всероссийского и международного уровней. Выпускник нашего отделения изобразительного искусства Иван Федотов сейчас член Союза художников России, у него мастерская в Хабаровске.

Выпускница по направлению «Изобразительное искусство» Дарья Блажкун окончила Владивостокское художественное училище и сейчас продолжает обучение в высшем профессиональном учебном заведении.

Ксения Лебедева (класс фортепьяно) с отличием окончила Хабаровский краевой колледж искусств и в настоящее время является студенткой Московской государственной консерватории.

Евгений Зайцев окончил Новосибирскую консерваторию по классу флейты и теперь работает в симфоническом оркестре. Ещё много других замечательных выпускников, которыми мы гордимся.

— Для того чтобы успешно решать задачи культурного воспитания детей, нужна соответствующая обстановка. Помогают ли местные власти решать хозяйственно-бытовые проблемы школы?

— Администрация района не оставляет нас без внимания и делает всё, что в их силах. Отремонтирована крыша, заменены аварийные потолки на первом этаже и в кабинетах. Словом, помогают всегда, когда предоставляется такая возможность.

— Что можете сказать о современной музыке?

— В современной музыке много жанров и направлений. Музыка всегда найдет отклик в душе, если она написана профессиональными композиторами. Если говорить об эстрадной песенной музыке, то наряду с примитивной «музыкой для ног» есть прекрасные песни и исполнители. Многие преподаватели с удовольствием берут в репертуар произведения, написанные в советское время. Это всегда замечательные литературные и музыкальные тексты.

— Елена Александровна, как готовитесь отметить юбилей школы?

— По традиции отметим это событие торжественным концертом и выставкой учащихся и преподавателей изобразительного искусства. Мечтаем работать в новом, современном здании. Строительство запланировано на 2025 год, в рамках Федеральной программы развития Дальнего Востока. Новая школа откроет следующую страницу истории развития искусства на Нижнем Амуре.

Александр Иванов.

Поделиться

Анонс

Анонсы на 24 апреля

Сдача объекта состоялась, но официальное открытие с традиционным разрезанием ленточки пройдет немного позже..

Подробности читайте в газете «АЛ» за 24 апреля

Мама и папа совсем не постарели и не потеряли вкус к происходящему вокруг. Мы для них так и остались маленькими девчушками с задорными хвостиками волос на голове.

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Весенние каникулы. Знай наших! О чем переживают школьники? В преддверии пасхи. Недетские шалости. Читайте газету в газете «Молодежка 2.0».

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Вова в прошлом году сделал невозможное. Он получил особый приз за пять побед на Кубке Полиметала в Хабаровске. Репортаж в режиме онлайн провел корреспондент «АЛ».

.Подробности в газете «АЛ» за 17 апреля

x