Работа, которой должно быть мало

Представьте себе ситуацию: вы летите в самолёте. На отдых или в командировку — не важно. По какой-то причине ваша «птичка» начинает терять высоту, а взволнованная стюардесса, выйдя из кабины пилотов, просит пассажиров привести кресла в вертикальное положение и пристегнуть ремни. Вы понимаете: дело — дрянь. Под крики и мольбы пассажиров самолёт терпит крушение. Спустя какое-то время вы приходите в сознание в обломках фюзеляжа и понимаете, что оказались единственным выжившим на этом злосчастном рейсе. У вас сломана нога, кровотечение, а на сотни километров вокруг ни души. Смирившись со своей участью, вы вдруг замечаете в небе черные точки, которые быстро растут, приближаясь к месту крушения. Ещё несколько минут, и вы узнаёте их, это — парашютисты-спасатели. Отчаиваться рано, ведь именно они — последняя надежда и первая помощь для таких пострадавших.

Думаю, всем станет понятно, почему так важно иметь подобных специалистов. Они находятся на базе в полной боевой готовности и по сигналу в кратчайшие сроки обязаны вылететь в зону поиска. Такие тренированные специалисты ищут и спасают пострадавших даже в самых экстремальных условиях. Они доберутся туда, куда другие службы не смогут. И одна только мысль, что тебя ищут и смогут вытащить с места катастрофы, для некоторых может стать спасительной.

В нашем регионе база спасателей Федерального агентства воздушного транспорта расположена в Хабаровске, но у неё есть ещё три отделения (филиала), одно из которых — в нашем городе. Неприметное одноэтажное здание парашютистов-спасателей «спряталось» на территории аэропорта, неподалёку от его диспетчерской. Туда мы и отправились в преддверии их профессионального праздника, Дня спасателя, чтобы подробнее узнать об устройстве этой службы. Беседа состоялась с начальником филиала Игорем Николаевичем Рыжаковым.

— Игорь Николаевич, для начала объясните, какие задачи стоят перед вашим отделением?

— Первостепенная задача работников нашего филиала — это поиск и спасение пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказание помощи пострадавшим и их эвакуация с места происшествия. То есть быстро обнаружить место крушения, высадиться в его зоне, найти пострадавших и спасти их.

— Какие территории находятся под вашим контролем?

— Под контролем николаевских парашютистов-спасателей находится обширная зона от Охотска до Хабаровска, она включает в себя и горные массивы, и реки с озёрами, и часть Охотского моря вместе с Сахалином.

— Как организована служба в отряде?

— В основном это посменное дежурство — сутки через трое. В одной смене два человека. Если случается какое-то происшествие, и мы получаем соответствующий сигнал от диспетчера, то максимум через 30 минут (45 — в зимнее время) мы со всем необходимым снаряжением и техникой должны быть на борту самолёта готовыми к вылету. Всего у нас девять спасателей (на снимке), всех их можно смело назвать профессионалами своего дела, ведь за плечами у каждого уже не один год службы и не один десяток прыжков.

— Каким образом происходит обнаружение места аварии?

— Обнаружение места крушения или аварийной посадки происходит на поисково-спасательных самолётах и вертолётах. Они оборудованы аппаратурой для радиотехнического поиска, с помощью которой сигнал радиомаяка с места аварии можно поймать даже на высоте в несколько тысяч метров. Визуально увидеть бывает очень сложно, поэтому поиск радиосигнала бедствия — главное средство его обнаружения.

Наши «рабочие лошадки» — это самолёт Ан-26 и вертолёт Ми-8. Первый транспорт используется для быстрой доставки спасателей к месту происшествия и их последующего десантирования. Второй предназначен уже для транспортирования пострадавших в ближайший город.

— Какую помощь спасатели могут оказать на месте происшествия?

— Учитывая, что мы живём на Севере, то в первую очередь это обогрев пострадавших. Потом — оказание медицинской помощи, а если потребуется, то и психологической.

— Люди попадают в отряд уже подготовленными специалистами?

— Как правило, в отряд приходят люди, не имея спасательного опыта. Тем не менее для работы у нас нужно иметь как минимум среднее профессиональное образование по технической специальности, а потом пройти обучение и аттестацию в Хабаровском техникуме тех- носферной безопасности и промышленных технологий по соответствующему профилю.

— Тренируются спасатели-парашютисты часто?

— Тренировки по парашютным прыжкам мы проводим ежемесячно. Наши работники должны уметь совершать их в самых различных ситуациях: в любых допустимых метеоусловиях, с грузами, на неподготовленные площадки и так далее. Где произойдёт авария — никто не может знать, поэтому спасатели должны уметь работать как в горной местности, так и на водной глади. Также отрабатываем спуски с вертолёта в режиме висения — это наиболее актуально в случае высадки спасателей в лесные массивы.

— Самый главный страх парашютиста — что парашют не раскроется. Такая вероятность действительно существует? Высока ли она?

— Такая вероятность есть всегда, но зависит она в большей степени от человека. Спасатель, который допущен к работе, сам ответствен за то, правильно ли сложен его парашют. В большинстве случаев причиной отказа парашюта является небрежность или ошибка при его укладке и, как говорится, скоростная укладка ведет к скоростному спуску. У одного может быть один из 500, а у другого — один из нескольких тысяч. Но в любом случае есть ещё и запасной парашют. С ним вероятность беды практически сводится к нулю.

— Высота прыжков всегда разная или есть какой-то определённый диапазон?

— Во время тренировок высота может быть и 800 метров, и 4000. Нужно отрабатывать разные случаи, учиться координации в свободном падении и так далее. В рабочих случаях это, как правило, 1200 метров.

— А как часто вам приходится участвовать в таких «рабочих» вылетах?

— За время моей службы, а я здесь с 2003 года, в нашем районе была всего пара случаев крушений авиатранспорта, в которых нам приходилось участвовать. Первый произошел в декабре 2005 года, когда в Кяхтинской бухте разбился вертолёт Ми-8, совершавший санитарный рейс, с двумя пилотами на борту. Второй случай был в ноябре 2017 года — крушение двухмоторного самолёта Л-410, совершавшего пассажирский рейс из Хабаровска в Нелькан. На борту было семь человек, спасти удалось только трёхлетнюю девочку, которую сразу же доставили в районную больницу посёлка. Было ещё несколько аварий военных самолётов под Комсомольском, но с такими случаями по большей части разбирались представители Вооруженных сил, а наше присутствие было только номинальным. Так что, отвечая на вопрос, вылетать «по-настоящему» нам приходится нечасто, но это и хорошо, такой работы должно быть мало.

— Психоэмоциональная устойчивость — это качество, которым должен обладать каждый спасатель. Бывало ли, что люди не выдерживали стресса и уходили?

— Да, такое случалось. Вообще какого-либо тестирования на психоустойчивость мы не проводим, но когда человек приходит на эту работу, мы знакомим его с её общими принципами. И быть готовым в любой день совершить прыжок из самолёта — наше главное требование. Каждый прыжок, даже тренировочный, — это борьба со страхом. Для кого-то это мучительно и тяжело, такие люди рано или поздно уходят. Немало тех, кто к этому вообще не готов, я сам знаю многих людей, которые отказывались от работы спасателя-парашютиста как раз по этой причине.

Сегодня у нас работают люди, у которых за плечами уже по 5-10 лет опыта, для них прыжки с парашютом — это почти рутина. Конечно, и они волнуются, но этот страх не панический, как у многих.

— Можно ли отметить лучших работников отряда?

— Пожалуй, это будут те, кто работает в нашем отряде уже довольно давно: И.А. Овсянников, А.И. Шабанов, И.С. Костромин, М.Ю. Старцев, А.С. Мазуренко. Вообще говорить, что кто-то из наших работников лучше других, я считаю, неправильно. Все относятся к работе должным образом, ответственно подходят к тренировкам и дежурствам, так что все достойны похвалы.

— Игорь Николаевич, совсем скоро наступит ваш профессиональный праздник, поэтому предлагаю завершить беседу поздравлением для ваших коллег.

— Конечно же, поздравляю с Днём спасателя как личный состав нашего отделения, так и всех, кто причастен к этой деятельности! Пусть опасной работы будет меньше, а техника в нашем суровом краю никогда не подводит. А в наступающем году желаю нам всем успехов, здоровья и семейного благополучия!

Сергей ТРУТНЕВ.

Поделиться
   

Анонс

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Николаевский пассажирский причал – один из старейших причалов города. Он построен в конце 19 века. Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт», который является собственником причала, намерен его демонтировать и утилизировать в связи с большим износом сооружения и отсутствием арендаторов и инвесторов. Удастся ли его сохранить? Читайте в номере газеты «Амурский лиман» от 4 августа

ВНЕ ЗАКОНА

«События июльского вечера развивались в лучших традициях американских вестернов». Криминальные истории из жизни нашего города в номере газеты «Амурский лиман» от 4 августа

РЕМОНТ ДВОРОВ

«Июль. Жара. Асфальт». Как идет ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, читайте в номере газеты «Амурский лиман» от 4 августа

ЗНАЙ НАШИХ

Двое школьников Николаевска вошли в число лучших выпускников края, награжденных губернаторской премией имени Гродекова. В интервью «АЛ» они поделились пережитыми эмоциями и рассказали о своих дальнейших планах. Читайте в номере газеты «Амурский лиман» от 4 августа

ДЕНЬ СТРОИТЕЛЯ

Павел Павлович Костагачев – Почётный строитель России, приложивший руку к строительству огромного количества промышленно-гражданских объектов в

Николаевском и других районах края. Подробнее об выдающемся человеке читайте в номере газеты «Амурский лиман» от 4 августа

x
   

Анонс

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Николаевский пассажирский причал – один из старейших причалов города. Он построен в конце 19 века. Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт», который является собственником причала, намерен его демонтировать и утилизировать в связи с большим износом сооружения и отсутствием арендаторов и инвесторов. Удастся ли его сохранить? Читайте в номере газеты «Амурский лиман» от 4 августа

ВНЕ ЗАКОНА

«События июльского вечера развивались в лучших традициях американских вестернов». Криминальные истории из жизни нашего города в номере газеты «Амурский лиман» от 4 августа

РЕМОНТ ДВОРОВ

«Июль. Жара. Асфальт». Как идет ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, читайте в номере газеты «Амурский лиман» от 4 августа

ЗНАЙ НАШИХ

Двое школьников Николаевска вошли в число лучших выпускников края, награжденных губернаторской премией имени Гродекова. В интервью «АЛ» они поделились пережитыми эмоциями и рассказали о своих дальнейших планах. Читайте в номере газеты «Амурский лиман» от 4 августа

ДЕНЬ СТРОИТЕЛЯ

Павел Павлович Костагачев – Почётный строитель России, приложивший руку к строительству огромного количества промышленно-гражданских объектов в

Николаевском и других районах края. Подробнее об выдающемся человеке читайте в номере газеты «Амурский лиман» от 4 августа

x