Осмысливая историю

Дорогие читатели! В сегодняшнем номере газеты, завершающем 2020 год, мы публикуем последние материалы по проекту «Живая память поколений». Выполнена поистине историческая работа, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

А начиналось всё ещё в 2019 году. Тогда районный Совет ветеранов написал проект, главной темой которого стало патриотическое воспитание наших современников, в первую очередь, молодого поколения. Заявка на участие была направлена на конкурс грантов Президента Российской Федерации. И проект «Живая память поколений» был одобрен, получил финансирование. Началась работа над ним. Поскольку исполнение проекта предполагало написание материалов определенной тематики и опубликование их в газете, воплощение его легло на плечи журналистов газеты «Амурский лиман».

Перед нами стояла задача восстановить историческую память о годах войны. Наши журналистские устремления, в соответствии с проектом, повернулись к теме, может быть, мало изученной, редко поднимаемой на страницах периодической печати, других изданий, — к теме: дети и война. В 2018 году в Хабаровском крае по инициативе Законодательной думы принят закон «Об утверждении нагрудного знака «Дети военного времени». В Николаевском районе проживает почти 1600 человек, относящихся к этой категории. История их жизни не должна быть забыта. И рассказать об этих людях должны были не журналисты газеты, а наши современные дети. Им нужно было встретиться с пожилыми людьми, расспросить их, написать о них рассказы, лучшие из которых будут опубликованы в газете «Амурский лиман».

Как подступиться к такой работе ребятам, которые никогда не сталкивались с газетным делом? Проект предусмотрел и эту ситуацию. Создается центр народных корреспондентов под названием «Отражение». В этот центр вошли учащиеся школ №№ 1, 2, 4, 5 и ребята студии «Сюжет» при Центре детского творчества, а ещё взрослые участники-волонтеры. Всего 70 человек. Школьники получили навыки ведения интервью и написания статей на мастер-классах «Азы журналистики». И только потом пошли к «детям военного времени». Кто-то выяснил, что их родные бабушки и дедушки тоже относятся к этой категории и писали о них, открывая в родных людях такие биографические факты, о которых и в книгах не всегда прочитаешь. В течение года публиковались на страницах нашей газеты материалы об удивительных судьбах людей, которые перенесли испытания военных лет будучи малыми детьми.

Таких материалов могло быть больше. Помешала коронавирусная инфекция, которая заставила уйти на самоизоляцию старшее поколение, а школьникам пришлось перейти весной на дистанционное обучение. Осенью в школах ввели строгий режим, когда посещение школ посторонними лицами воспрещено. В завершение проекта планировалось большое общее торжественное мероприятие, подводящее итоги проекту. Нам пришлось отказаться от этой задумки, потому что собрать большую аудиторию мы не можем по причине ограничительных мер, связанных с ростом заболевания коронавирусной инфекцией. Помогли нам школьные учителя, кураторы проекта, которые в школах вручили ребятам подарки: блокноты, ручки, флэш-накопители.

Проект завершен. Оценивая его результаты, можно смело сказать, что он самым положительным образом повлиял на современных детей, которые узнали об истории войны не по книгам, а от живых свидетелей давних событий. Они узнали, что есть люди, относящиеся к категории «дети войны». Их биографии помогают осмыслить значимость вклада старшего поколения в победу, в послевоенное строительство города и района, понять, почему Николаевску-на-Амуре присвоено почетное звание «Город трудовой славы».

Вот что говорят о проекте его участники.

Вера Гаспарян, школа № 1:

— Мне этот проект дал многое. У меня появилось широкое понимание военных лет. Война — это не только сражения на поле битвы, война — это и жизнь в тылу. Нужно было не просто выжить, а ещё работать для победы, снабжать фронт едой, боеприпасами, орудиями. И эта работа выпала на долю женщин и подростков. Такова судьба моей героини Надежды Георгиевны Алексюк. Я до сих пор хожу к ней, навещаю ее, мы разговариваем о жизни, она интересуется моими делами. Она стала мне как родная бабушка.

Валерия Ведерникова, школа № 1:

— Участвуя в проекте «Живая память поколений», я обрела совершенно новый для себя опыт: соприкоснулась с работой журналистов, узнала, какова она изнутри, сама поработала интервьюером. Также окунулась в историю нашей страны, поняла, какие они, «дети войны», что выпало на их долю. Их воспоминания — это история нашей страны, а для них самих — это целая жизнь, трудная, с непосильными заботами, с голодом, холодом, гибелью родных людей.

Есть и еще один положительный результат проекта. Нам приятно сообщить, что выпускница школы № 1 Юлия Григорьева решила стать профессиональным журналистом, поступив в университет города Владивостока. Возможно, такое решение примут и другие ребята, когда встанет перед ними вопрос, кем быть в жизни.

Людмила ПОПОВА.

Поделиться

Анонс

Анонсы на 28 февраля

 

Теперь мои ценности – семья, ребенок. Простые и понятные для каждого человека, и от этого цена невероятно высокая.

Подробности читайте в газете «АЛ» за 28 февраля

 

Концертная программа началась с захватывающего выступления образцового вокального ансамбля «Светлячок» Детской школы искусств.

Подробности в газете «АЛ» за 28 февраля

 

История семьи Николая и Антонины Мавровских – это история о любви, терпении и совместных усилиях.

Подробности в газете «АЛ» за 28 февраля

 

А вместе они родители троих мальчиков и шести девочек …Сейчас у супругов 17 внуков! Вот такое бесценное богатство!

Подробности в газете «АЛ» за 28 февраля

 

 

x