Почему мы смеёмся над хлестаковым
Смех и грусть — главные герои пьесы. Причем смех, по мнению Гоголя, — единственный честный герой. Критики продолжают спорить, где смешное и грустное в комедии «Ревизор».
Над чем смеется Гоголь в комедии “Ревизор”?
С одной стороны, событийность «Ревизора» построена на интриге, проистекающей из свободной воли персонажа: такую интригу ведёт Городничий вместе с чиновниками. Городничему, в свою очередь, кажется, что подобную же интригу ведёт Хлестаков. Но интрига Хлестакова не больше чем миражная интрига, и это обстоятельство оказывается определяющим для всего хода действия. В результате — новое проявление «старого правила»: уже, кажется, достигнул, схватил рукою, «как вдруг Причём это происходит не только со Сквозником-Дмухановским, но и со всем городом. Нет почти ни одного события, ни одного поворота в сюжете ниже мы поясним, что значит оговорка «почти» , повода к которым следовало бы искать вне художественного мира комедии.
Назиров Р. Общеизвестно, что сюжет комедии «Ревизор» дан Гоголю Пушкиным, главная цепь событий из действительной жизни, а прототипом Хлестакова послужил петербургский журналист Павел Свиньин, патологический лжец. В году была обнаружена черновая запись Пушкина «Криспин приезжает в губернию…», которая ныне рассматривается как один из источников сюжета «Ревизора» 1 : она содержит прозрачные намеки на похождения Свиньина. Однако дело Волкова было замято. Итак, в основу сюжета «Ревизора» положен некий реальный факт или связанный с ним устный рассказ о наглом самозванце, вымогающем деньги, угощения и дамские «фавёры».
Подсказанный Пушкиным сюжет становится для Гоголя поводом собрать в одной пьесе «всё дурное в России», и сквозь смешное в его комедии ошибок отчётливо проглядывает ужас. Уездный город в российской глуши перепуган известием о ревизоре — чиновнике, который вот-вот нагрянет с инспекцией. Местные начальники, погрязшие в воровстве и взяточничестве, случайно принимают за ревизора Хлестакова — молодого повесу без гроша за душой, остановившегося в городе проездом из Петербурга. Освоившись в новой роли, Хлестаков оставляет в дураках весь город. По позднейшему определению Гоголя, в «Ревизоре» он решил «собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Перед нами первая русская комедия, в которой антураж не менее важен, чем герои и сюжет.