Здесь ярко бил фонтан талантов

Здесь ярко бил фонтан талантов

К 90-летнию со дня образования Николаевского педагогического училища КМНС публикуем воспоминания одного из его самых ярких представителей – учителя музыки Виктора Моисеевича Бойко. В них читатели найдут отражение жизни учреждения за более чем 40-летний период, узнают или вспомнят имена людей, также отдавших не один десяток лет непростой педагогической деятельности.

Добро пожаловать «на борт»

Я приехал в Николаевск 15 августа 1963 года, по направлению Край ОНО. Теплоход, на котором я прибыл, причалил к городской пристани около 15 часов. Город был мне не знаком. Поднявшись от пристани до ул. Советской, я спросил: «Как найти педучилище?» Мне ответили: «Можно на автобусе три остановки, можно пешком, прямо…» Я пошел пешком со своим старым фанерным чемоданчиком в темном матерчатом чехле, по южной стороне улицы, по пути уточняя дорогу у прохожих.

После краевой столицы городок показался мне совсем небольшим, даже компактным. Поразило обилие на улице рябиновых деревьев, усыпанных роскошными красными гроздями. Нигде такого раньше не видел. Удивила и массивная деревянная ограда городского сада (сквера), листья там уже начали опадать, устилая землю под ногами пестрым ковром.

Но вот показалось 2-х этажное желто-коричневое здание старинного типа. «Оно», — с волнением подумал я (и не ошибся). Рядом с домом, на тротуаре стоял мужчина, богатырского телосложения и роста. Оказалось, что это директор училища, Алексей Борисович Петьков.

– Наверное, к нам молодое пополнение? Ждем, ждем, давно уже! Милости просим! – с добродушной улыбкой приветствовал он меня, пожав руку своей широченной ладонью бывшего моряка-балтийца!

Алексей Борисович пригласил меня в свой кабинет, посмотрел документы: направление, характеристики и предложил вести уроки домры и частично баяна. В училище была острая нехватка педагогов этих дисциплин. Предложение это было мне по душе, и я с радостью согласился, так как это был любимый инструмент — в годы своей учебы в Хабаровском музыкально-педагогическом училище я считался лучшим учеником по классу домры.

После этого Алексей Борисович вызвал коменданта (завхоза) училища К.М. Филоненко и приказал ей поселить меня временно в общежитие — красное 3-х этажное здание, одно из немногих, уцелевших после тряпицинского разгрома в 1920 году. Ксения Максимовна поселила меня в большой комнате, в которой я жил до приезда студентов, выполняя по утрам поручения завуча (приём вступительных экзаменов по музыке) и завхоза.

Жилищные условия, предоставленные администрацией, были, прямо скажем, не важные. Но в 1967 году я получил неплохую квартирку в доме по адресу ул. Советская, 62. Так и началась моя плодотворная работа в педучилище.

Звёздный коллектив

В 1963 году (а затем и в 1964) коллектив училища обновился почти на треть — омолодился с приходом новых преподавателей. Вот их примерный список по памяти: Н.А. Соболев (домра, аккордеон), А.П. Ермаков (домра, оркестр народных инструментов), Е.В. Дельнова (Меркулова) (домра, пение), А.А. Евсюгова (математика), В.Я. Юзефова (русский язык, литература), С.Ф. Бикбаув (домра, духовой оркестр), В.А. Дмитриев (баян),             Ю.А. Дельнов (физика), А. Г. Катанаев (физкультура).

В училище к этому времени уже работали четыре преподавателя музыки: Г.А. Строганова (домра, пение), А.В. Иванов (баян, хор, пение), А.З. Улиско (фортепиано, аккордеон, аккомпанемент), В.Б. Гольденберг (домра), А.И. Подголов (физкультура), А.И. Кузьмин (труды), Л.А. Залесский (физика), Н.С. Филиппов (рисование), З.Ф. Кочнева (педагогика), В.К. Кузьмин (география, домра).

Все они были хорошими, душевными людьми, а с Виктором Константиновичем Кузьминым у нас установились особенно дружеские отношения. Мы оказались единомышленниками во многом: оба были внештатными авторами городской газеты «Ленинское знамя», оба любили народную музыку, домру, баян, ансамбль народных инструментов.

Чуткими, справедливыми людьми были руководители училища: директор А.Б. Петьков, завуч А.И. Улитина, комендант К.М. Филоненко. Я всегда чувствовал их отеческую заботу и поддержку. И они, и другие ветераны относились ко мне и другим молодым специалистам весьма хорошо.

Не могу не помянуть добрым словом и А.А. Евсюгову, классного руководителя моего первого выпуска. Это был настоящий педагог, как говорят, «от бога». Нетерпимая к недостаткам и расхлябанности студентов, она прививала им лучшие человеческие качества: трудолюбие, честность, ответственность и любовь к людям (стремление творить добро). Она очень помогала им в учёбе, следила за успеваемостью и посещаемостью уроков музыки. И в том, что моя группа была лучшей, а оркестр – почти профессиональным – заслуга Анны Алексеевны.

Общественная

и культурная жизнь

В училище с 1963 года по 1980 год существовал оркестр русских народных инструментов (30-40 человек). Его руководителем был А.П. Ермаков. Как заведующий кабинетом музыки, он много сделал для пополнения училища музыкальными инструментами. Выписал из экспериментальной мастерской в Москве два (!) комплекта инструментов для оркестра, десятка два баянов, аккордеонов, пультов, струн, проигрывателей и так далее (в том числе приобретены были им и большие клавишные гусли).

Большой оркестр педучилища был лучшим в Николаевске, часто выступал в городе и поселениях района. Хотя добиться чистоты и слаженности звучания такого большого коллектива было нелегко. Поэтому для усиления оркестра по распоряжению директора (для ответственных концертных выступлений) на помощь Александру Петровичу часто «бросали» нас — преподавателей музыки (Тельцова, Нагибина, Дмитриева, Соболева, меня).

С 1963 года мы создали свой преподавательский ансамбль народных инструментов. Первый состав его был: А.П. Ермаков, А.В. Иванов, В.М. Бойко, Н.А. Соболев, В.А. Дмитриев. После ухода из училища А.В. Иванова и В.А. Дмитриева в ансамбле играли Нагибин, А.З. Улиско,  С.Ф. Бикбаув и В.Н. Альченко. Ансамбль наш также был постоянным участником всех концертов в училище, в городе и районе. Позднее, с начала 80-х годов, в училище появился эстрадный квартет (руководитель С.Ф. Бикбаув). Он просуществовал до 1993 года, оставив яркий след в музыкальной жизни училища.

Долгое время был в училище и духовой оркестр. В 70-х годах существовал в училище и студенческий вокально-инструментальный ансамбль (электрогитары, руководитель Г.П. Пчельников). С 1964 по 1967 года был и драматический кружок (руководитель Р.С. Кузьмина). В течение длительного времени в училище был общий большой хор почти из 50 человек (руководители: А.В. Иванов,  Р.А. Юрьева, Е.В. Дельнова, Л.Е. Баева). Работали спортивные секции: волейбол, баскетбол, лыжная, стрелковая и другие.

Ежегодно всем училищем мы совершали туристические походы на Каменку (вблизи посёлка Чныррах) и в район речки Камора. Часто выезжали в район Каменки для отдыха и преподаватели. Для этого почти всегда требовалось сразу два автобуса.

Единственными за 44 года в училище были мои ансамбли: трио баянистов (Г. Пчельников, М. Малахов, Н. Чупрова), дуэт баянистов (Г. Пчельников, Н. Чупрова), трио баянистов (В. Бойко, А. Улиско, С. Довгалева), дуэт балалаек (В. Бойко,      Н. Ткаченко), квартет баянистов (В. Бойко, М. Соболева, Г. Кондратюк, В. Лебедева), дуэт балалайка-гармонь (В. Бойко, В. Исаков), балалаечный кружок и ансамбль балалаечников (с 1986 по 2007 года). Лучшими моими учениками, игравшими даже вариации, были: Михаил Гермышев, Виталий Чернов, Алексей Громилин, Евгений Кузнецов, Дмитрий Кутимский, Андрей Ходжер, Александр Хелька и Александр Рудой.

С 1966 года я начал писать в газету «Ленинское знамя», рассказывая о жизни в училище, культуре, музыке, а впоследствии и о краеведении. Готовил и словесные зарисовки о выдающихся, на мой взгляд, работниках училища: Пчельникове, Улиско, Ануфриевой, Немцевой, Петькове. Были заметки и о самых лучших студентах, обучению которых я отдавал все свои силы и знания на протяжении моей работы в училище.

Глубоко убеждён в огромном воспитательном воздействии народной музыки и инструментов на формирование здорового эстетического вкуса, чувства патриотизма и лучших качеств души. Возрождение России, её сила и слава невозможны без возрождения её традиционной музыкальной культуры, важной частью которой является русское народное инструментальное исполнительство — на балалайке, домре, гармони, баяне. Это важнейшая задача педагога, музыканта и каждого русского человека. Надеюсь, что мне и моим прекрасным коллегам удалось внести достаточный вклад в наше общее педагогическое дело.

 

Подготовил

Сергей ТРУТНЕВ.

Поделиться

Анонс

Анонсы на 24 апреля

Сдача объекта состоялась, но официальное открытие с традиционным разрезанием ленточки пройдет немного позже..

Подробности читайте в газете «АЛ» за 24 апреля

Мама и папа совсем не постарели и не потеряли вкус к происходящему вокруг. Мы для них так и остались маленькими девчушками с задорными хвостиками волос на голове.

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Весенние каникулы. Знай наших! О чем переживают школьники? В преддверии пасхи. Недетские шалости. Читайте газету в газете «Молодежка 2.0».

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Вова в прошлом году сделал невозможное. Он получил особый приз за пять побед на Кубке Полиметала в Хабаровске. Репортаж в режиме онлайн провел корреспондент «АЛ».

.Подробности в газете «АЛ» за 17 апреля

x