Самый неординарный герой в Великой Отечественной

Он стал самым эффективным подводником Великой Отечественной войны, но превратил собственную жизнь в авантюрный роман с печальным концом и едва не канул в безвестность. Имя Александра Маринеско известно далеко не каждому жителю нашей страны, хотя один из его подводных ударов военные эксперты окрестили «атакой века», повторить которую не удалось никому.

Сегодня, 15 января, отважному подводнику Александру Ивановичу Маринеско исполнилось бы 107 лет. Несмотря на свой высочайший профессионализм и личную отвагу, он не смог стать примером для подражания. И все потому, что имел сложнейший характер, не церемонился с командирами и политработниками. Часто по поводу и без повода, посылая их очень далеко.

Родился Александр в 1913 году в Одессе, в румынско- украинской семье. Отец был румынским матросом, который однажды жестоко избил своего командира и, спасаясь от трибунала и каторги, бежал в Россию, осев в Одессе-маме. В этом приморском городе беглец быстро наладил контакты с местными контрабандистами и жуликами, которые приняли Иона Маринеско за своего, предложив поучаствовать в нескольких рисковых операциях. По отдельным сведениям, мужчина пробыл контрабандистом недолго. Он не скатился до уровня простого бандита, а нашел себе работу в морском порту, женился на крестьянке из Херсонской губернии Татьяне Коваль, которая тоже приехала в Одессу в поисках лучшей жизни.

Их сын Александр полностью пошел в отца, переняв его неукротимый и вольнолюбивый нрав. Многие исследователи биографии Александра Маринеско допускают, что мальчик в составе банд, таких же босоногих сорванцов, мог приворовывать на Привозе (Одесский рынок), но прямых доказательств его криминального детства не существует. Уже к семи годам Саша плавал как рыба, часами пропадая на берегу, где слушал морские байки, рассказываемые бывалыми рыбаками. И пускай большинство таких историй были обычными выдумками, но морская романтика полностью захватила Сашу, который решил обязательно стать настоящим моряком.

Учиться в обычной школе будущему герою было неинтересно, и после 6 класса, в 13-летнем возрасте, он сбежал из дома, устроившись помощником матроса на один из кораблей Черноморского флота. Александр демонстрировал такое рвение и дисциплинированность, что его направили учиться в школу юнг, а уже к 17 годам его имя появилось в списке матросов 1-го класса.

В 1930 году Саша Маринеско, несмотря на серьезный конкурсный отбор, легко поступает в Одесский мореходный техникум, где демонстрирует невероятное рвение, радуя этим своих преподавателей. В 1933 году 20-летний Александр получает диплом с отличием и становится помощником капитана корабля «Красный флот». Невероятная даже для того времени карьера!

Такие специалисты были крайне нужны РККА, и уже через несколько месяцев Александр получил комсомольскую путевку на спецкурсы командного состава военного флота. Это был серьезный удар по самолюбию молодого человека, который видел себя свободным капитаном гражданского судна, а стал военным моряком, беспрекословно подчиняющимся чужим приказам.

По окончании курсов Александра Маринеско направили служить штурманом подводной лодки Щ-306 «Пикша», базировавшейся на Балтийском флоте. Холодная Балтика разительно отличалась от нежного и приветливого Черного моря. Молодого офицера охватила депрессия, которую он все чаще снимал спиртными напитками. Надеясь на возможное увольнение в запас, он становится агрессивным и не всегда управляемым: не лезет в карман за матерным словцом, не задумываясь о несоблюдении субординации, вступает в перепалки при первом удобном случае. Но во время учебных походов демонстрирует настолько высокий профессионализм, что командование вынуждено в 1936 году присвоить ему звание лейтенанта, а в 1938 году — старшего лейтенанта. Хотя в обоих представлениях на получение звания было указано: «Недостаточно дисциплинирован».

В те годы страна готовилась к будущей большой войне. И разбрасываться такими кадрами, как Александр Маринеско, было сродни диверсии, за которую командиров могли репрессировать и сослать в ГУЛАГ или расстрелять. Расследования пьяных историй, в которых молодой офицер был главным зачинщиком, спускали на тормозах, а полученные им взыскания снимались практически сразу. О высоком профессионализме офицера-подводника говорит хотя бы тот факт, что лучшей подводной лодкой Балтийского флота в 1940 году признали субмарину М-96, которой командовал… капитан-лейтенант Александр Маринеско. Его экипаж установил невероятный даже для сегодняшних подводных лодок рекорд скорости погружений — 19,5 секунды. И это притом, что норматив составлял 35 секунд. Ну как могло командование уволить такого офицера?! И пусть он пьянствовал и дебоширил, а политработников прямо называл паразитами, прихлебателями и лизоблюдами…

С начала войны подводная лодка М-96 обеспечивала патрулирование Рижского залива, а в свободное от службы время Маринеско веселился в компании других офицеров. В августе 1941 года прогремел настоящий скандал, когда группу офицеров-подводников уличили в организации азартных игр. Заводилой компании, как всегда, был Александр, которого незамедлительно исключили из кандидатов в члены ВКП(б). Думаете помогло? В ноябре 1942 года Маринеско провел блестящую военную операцию по скрытой высадке десанта в Нарвской бухте. Десантники разгромили немецкий штаб, в котором должна была находиться шифровальная машина «Энигма». И пускай самой машины в штабе не оказалось, но в руки советского командования попало большое количество сверхважных документов. За профессионализм и отвагу офицер получил очередное воинское звание капитан-лейтенанта, орден Ленина и был восстановлен кандидатом в члены партии. Хотя в его служебной характеристике все же сохранился пункт о чрезмерном пристрастии к алкоголю.

Весной 1943 года Александра Маринеско назначили командиром подводной лодки С-13, которая почти год стояла на ремонте и не выходила в море. От безделья на базе офицер запил, загулял, благо легкодоступных женщин вокруг материально хорошо обеспеченных подводников всегда крутилось много. Он дважды сидел на гауптвахте, получал взыскания по партийной линии.

В октябре 1944 года, во время первого же своего выхода в море, подводная лодка С-13 обнаружила немецкий транспорт «Зигфрид». Атака четырьмя торпедами не увенчалась успехом, и Маринеско отдал приказ на всплытие. Субмарина расстреляла судно из артиллерийских орудий, после чего скрылась в пучине вод от развернувшейся на нее охоты. За этот поход офицер получил очередной орден Красной Звезды, а все его предыдущие прегрешения были списаны. К концу 1944 года подлодку С-13 перевели в один из портов Финляндии, вышедшей к тому времени из войны. В ночь на 1 января 1945 года Маринеско самовольно покинул находившуюся на боевом дежурстве субмарину и направился в гости к новой возлюбленной. Оставшийся без командира экипаж встретил Новый год с огромным количеством спиртного, после чего направился выяснять отношения с местным населением. Все закончилось массовой дракой, которая лишь по счастливой случайности обошлась без человеческих жертв. Командующий Балтфлотом Владимир Трибуц потребовал подвергнуть командира С-13 и весь экипаж суду военного трибунала, но дал возможность реабилитироваться, направив 9 января в «штрафной» боевой поход. Фактически подводная лодка С-13 стала единственной «штрафной» субмариной Великой Отечественной войны.

Почти месяц С-13 патрулировала указанный квадрат, в который совсем не заходили немецкие корабли. Понимая, что после возвращения на базу он предстанет перед судом военного трибунала, А. Маринеско принимает самовольное решение — изменить квадрат патрулирования. Пытавшийся выразить возмущение вопиющим нарушением приказа политработник был незамедлительно послан куда подальше, а лодка направилась в сторону осажденного города Кенигсберга.

30 января Александр Маринеско увидел в перископе огромный плавучий госпиталь «Вильгельм Густлофф», который до войны был круизным лайнером. По непонятным причинам он шел без конвоя и мог стать отличной целью для торпед С-13. Командир лично вывел свою субмарину на ударную позицию. Каждая из трех выпущенных торпед поразила цель, и «Вильгельм Густлофф», на борту которого находилось около 10,5 тыс. человек, затонул. В немецких документах указывается, что в результате атаки С-13 погибли 4855 человек, включая 405 курсантов-подводников, которые могли укомплектовать несколько десятков экипажей немецких субмарин.

10 февраля в районе Данцигской бухты С-13 атаковала санитарный транспорт «Штойбен», на котором находилось более 4 тысяч раненых и беженцев. Корабль в течение нескольких минут затонул, спаслось лишь 659 человек.

«Штрафной» экипаж вернулся на базу в роли героев. Всем подводникам простили старые грехи, командира предложили наградить медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. Но командир бригады Лев Курников пошел на принцип, предложив вручить А. Маринеско орден Красного Знамени, чем сильно обидел офицера. Поэтому в следующем боевом походе Александр Маринеско не проявлял особой активности в поиске целей, пьянствовал на борту, а результаты самого похода признали неудовлетворительными.

По окончании войны на пьяные выходки Маринеско перестали смотреть сквозь пальцы. В сентябре 1945 года его отстранили от командования подводной лодкой, понизили в звании — с капитана третьего ранга до старшего лейтенанта (сразу на две ступени) и назначили командиром тральщика Т-34. Такого оскорбления морская душа Александра снести не смогла, и 30 ноября 1945 года ему удалось уволиться в запас. В течение четырех лет он служил помощником капитана торгового судна, а в 1949 году перешел работать директором Ленинградского института переливания крови, где герой-подводник проворовался, после чего три года провел в колымских лагерях. В 1953 году Александр Маринеско вернулся в Ленинград, где устроился на завод «Мезон». Он сильно болел. До 1960 года получал мизерную пенсию, пока друзья не добились отмены его разжалования. Умер Маринеско 25 ноября 1963 года в возрасте 50 лет.

Из полного забвения Александра Маринеско вернули времена перестройки и гласности. Сначала в газете «Известия» была опубликована статья о капитане С-13, который оказался самым результативным советским подводником по суммарному тоннажу пущенных на дно фашистских кораблей. Михаил Горбачев был шокирован, узнав, насколько нагло сотрудники политуправления флота «затирали» талантливого моряка, лишая его заслуженных наград и званий. Выяснилось, что еще в 1977 году скульптор Валерий Приходько на собранные среди моряков деньги воздвиг в Лиепае памятник Александру Маринеско и членам его героического экипажа. Но в ту же ночь, по прямому приказу из Москвы, фамилию капитана и слово «героическому» с памятника спилили. Общественный резонанс был настолько сильным, что 5 мая 1990 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Александру Ивановичу Маринеско звание Героя Советского Союза (посмертно).

Подготовил Александр СТЕПЕНЬ.

Поделиться

Анонс

Анонсы на 24 апреля

Сдача объекта состоялась, но официальное открытие с традиционным разрезанием ленточки пройдет немного позже..

Подробности читайте в газете «АЛ» за 24 апреля

Мама и папа совсем не постарели и не потеряли вкус к происходящему вокруг. Мы для них так и остались маленькими девчушками с задорными хвостиками волос на голове.

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Весенние каникулы. Знай наших! О чем переживают школьники? В преддверии пасхи. Недетские шалости. Читайте газету в газете «Молодежка 2.0».

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Вова в прошлом году сделал невозможное. Он получил особый приз за пять побед на Кубке Полиметала в Хабаровске. Репортаж в режиме онлайн провел корреспондент «АЛ».

.Подробности в газете «АЛ» за 17 апреля

x