От нас зависит, какой будет страна

От нас зависит, какой будет страна

Традиционное ежегодное районное родительское собрание, прошедшее на базе школы № 2, было посвящено теме «Взаимодействие семьи и школы: залог успешного воспитания».

Справка «АЛ»: Воспитание – это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

С докладом по вопросу «Реализация концепции воспитания в образовательных учреждениях» выступил заместитель руководителя управления образования администрации района К.С. Ромашов. За 11 месяцев образовательные учреждения района при согласованном межведомственном взаимодействии провели и продолжают проводить мероприятия по всем направлениям работы, определенным муниципальной программой воспитания и социализации обучающихся: гражданское, патриотическое, физическое, духовное и нравственное, трудовое, экологическое. В полной мере реализуются планы и в сферах: формирование российской идентичности на основе традиционных ценностей; приобщение детей к культурному наследию; популяризация научных знаний среди детей; профессиональное самоопределение; развитие добровольчества (волонтерства); адаптация детей-мигрантов; физическая, информационная и психологическая безопасность; профилактика безнадзорности и правонарушений; стимулирование творчества педагогов; практические, просветительские мероприятия; развитие школьного самоуправления.

На этот учебный год подготовлен ряд предложений по совершенствованию перечня мероприятий программы воспитания и введения новых мероприятий, которые впоследствии должны стать традиционными.

Цель системы воспитания – вовлечь в эти процессы родителей (законных представителей), планировать и реализовывать мероприятия при тесном сотрудничестве семьи и школы. Уже начата работа по обновлению действующей муниципальной программы воспитания, которая подразумевает ряд изменений. Они будут предоставлены в открытый доступ. Начата работа по формированию методического актива района из числа педагогов школ района. Будет делаться акцент на вовлечение родительской общественности в образовательные и воспитательные процессы, создание семейных клубов.

В заключение Константин Сергеевич призвал родителей-участников собрания поддерживать тесный союз со школой, с учреждениями дополнительного образования. Посещать родительские собрания, концерты, участвовать в коллективных делах, оказывать посильную помощь в организации досуга детей и вместе с тем не стесняться проявлять собственную инициативу.

О реализации проекта «Разговоры о важном» и его влиянии на воспитательную составляющую процесса обучения рассказала завуч по воспитательной работе школы № 2 И.В. Черных. Нововведение вошло в школьную жизнь с этого учебного года с целью усиления патриотического воспитания в школах. В начале каждой учебной недели классные руководители проводят для детей тематические классные часы, направленные на пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизацию понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения.

Как правило, темы занятий приурочены к определенным датам, форма и содержание зависят от возрастных групп. Родители могут ознакомиться с материалами на сайте «Разговоры о важном». По словам Инги Владимировны, многие сравнивают эти мероприятия с «Уроком мира» или политинформацией, которые существовали в советских школах, но те занятия, как правило, были построены в форме монолога, а теперь это — дискуссия педагога и детей.

На примере своего учреждения говорила о реализации комплекса мер по изучению истории государственных символов Российской Федерации классный руководитель 11 класса школы № 1 О.Н. Шеенкова. Еженедельно во всех школах проходит ритуал поднятия флага с исполнением Гимна Российской Федерации. Из числа лучших учеников созданы церемониальные отряды. Интересно было узнать результаты опроса учащихся школы № 1 об официальных символах государства. В основном все дети безошибочно назвали герб, гимн и флаг, но некоторые из начальной школы и среднего звена добавили в список двуглавого орла, Президента страны, медведя. Для собравшихся попросили Ольгу Николаевну прочитать флаг, то есть рассказать, что означают его цвета, она озвучила популярную трактовку: белый – благородство, свобода; синий – верность, честность; красный – мужество, великодушие, любовь.

Формированию и развитию воспитательной среды было посвящено выступление завуча по воспитательной работе школы № 4 С.В. Холодовой:

– Ученые давно доказали, что на развитие личности оказывают влияние разные факторы: наследственность, среда, воспитание. Наследственность влияет на личность бессознательно. Среда влияет на личность подсознательно. Только воспитание направляет развитие личности в сознательное русло.

Некоторые представители педагогики отождествляли  саму среду с воспитанием в ней и превращали её в центральное понятие. «Воспитывает не сам воспитатель, а среда», – писал А.С. Макаренко. Придав среде «воспитывающую» направленность, мы достигаем большего воспитательного эффекта.

Структуру воспитательной среды общеобразовательной организации следует понимать как совокупность предметно-пространственного и информационно-культурного, поведенческого и событийного окружения в школе.

В организации предметно-эстетической среды непосредственное участие принимают старшеклассники, неоценимую помощь оказывают и их родители. В течение последних пяти лет практически каждый уголок школьного пространства стал иметь воспитывающее значение, всё оформляется в виде тематических зон, имеющих как познавательную, эстетическую, так и функциональную направленность. Внимание уделяется и озеленению помещений и прилегающей территории учреждения. Выступление сопровождали фотографии, иллюстрирующие примеры.

С этого года одним из обязательных требований по организации воспитательного процесса является создание «Центра детских инициатив» – это уже из сферы поведенческого и событийного окружения.

К событийному окружению можно отнести праздники, конкурсы, фестивали, выставки, викторины, семейные чтения, акции, флэшмобы и тому подобное. Скучать не приходится ни школьникам, ни родителям, выступающим в роли помощников, зрителей, участников.

Работа по развитию воспитательной среды в школе № 4, на примере которой рассматривался вопрос, системна: с 2012 года реализуется воспитательная модель «ШАГ» («Школа Активной Гражданственности»). В целевой установке модели заявлено: создание условий для становления личности с активной гражданской позицией через формирование общественно-ориентированной воспитывающей среды, что является стержневой для реализуемой сегодня «Рабочей программы воспитания».

– Среда – пространство жизни. Школа – пространство воспитания. Соединить эти два пространства – наша первостепенная задача. Только решая ее в тесном сотрудничестве с вами, уважаемые родители, мы сможем сделать школьные годы лучшими годами жизни наших детей, – подытожила Светлана Викторовна.

В завершение встречи позитивной нотой прозвучали выступления директора киноцентра М.В. Половкова и ведущего библиотекаря районной библиотеки И.А. Евграфьевой. Они рассказали о реализации в районе программы «Пушкинская карта», где как, а главное, зачем её оформлять. Данная тема была заявлена не случайно: культурное развитие – важная составляющая процесса воспитания. Особенно это подчёркивает хотя бы тот факт, что в связи с проведением специальной военной операции в западных странах вышел запрет на российские произведения искусства, литературы, стали сносить памятники известным деятелям культуры. Запретить нашу культуру (классическую, не имеющую отношения ни к политике, ни к сложившейся ситуации, важную для всего мирового сообщества!) – как бы абсурдно это ни звучало – цель тех, кто пропагандирует русофобию. Воспитательная же задача – укрепить патриотические чувства, в том числе путём приобщения к национальной культуре.

Много интересного и важного прозвучало из уст ораторов. Смущает лишь тот факт, что родителей могло бы присутствовать и больше. К сожалению, есть такая тенденция – на родительские собрания зачастую ходят одни и те же. Даже на обычные классные – и это притом, что разговор там не на общие темы, а именно касающиеся собственного ребёнка. Думается, выстраивать взаимодействие школе с семьёй при такой низкой заинтересованности родителей весьма непросто. Хотя, возможно, сейчас в этом плане очень выручает электронный формат общения – родительские чаты в мессенджерах.

Как бы ни было, воспитание подрастающего поколения – одинаково ответственная задача как образовательных учреждений, так и семьи. Важно, чтобы вектор был направлен в одну сторону, и детям не говорили в школе одно, а дома – противоположное.

 

Нина НАЙДЁНОВА.

Поделиться

Анонс

Анонсы на 24 апреля

Сдача объекта состоялась, но официальное открытие с традиционным разрезанием ленточки пройдет немного позже..

Подробности читайте в газете «АЛ» за 24 апреля

Мама и папа совсем не постарели и не потеряли вкус к происходящему вокруг. Мы для них так и остались маленькими девчушками с задорными хвостиками волос на голове.

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Весенние каникулы. Знай наших! О чем переживают школьники? В преддверии пасхи. Недетские шалости. Читайте газету в газете «Молодежка 2.0».

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Вова в прошлом году сделал невозможное. Он получил особый приз за пять побед на Кубке Полиметала в Хабаровске. Репортаж в режиме онлайн провел корреспондент «АЛ».

.Подробности в газете «АЛ» за 17 апреля

x