Счастливый номер 13

Идеей о создании музея под открытым небом на территории Николаевского объединённого авиаотряда в конце прошлого столетия был всерьёз озабочен авиатехник вертолётного цеха Вадим Романюк. Это тот самый человек, который создал памятник, установленный около «Чкаловского городка» — стела с земным шаром и самолётом АНТ- 25, посвященная легендарному перелёту.

Работники авиапредприятия, заражённые идеей коллеги, поддерживали состояние воздушных судов на общественных началах. Но в 1993 году вдохновитель скоропостижно ушел из жизни… А в 2006 году, когда управление отряда перевели в г. Хабаровск, машины одну за другой стали продавать: самолёты Ан-2, Ил-14, Миг-15, Як-12, вертолёты Ми-1, Ми-4, Ми-8.

-Не передать того чувства, когда видишь, как списанные машины, на которых столько отлетали, верой и правдой отслужившие не один десяток лет, доставляя пассажиров и грузы по всему северу края, режут на металлолом, — делится Андрей Котов, — правда, задевает за живое. Печальная участь ожидала и исчерпавший свой ресурс Ан-2 номер 16013, который стоял в ангаре предприятия (летал с 1975 года, в нем оборудовано 12 пассажирских мест).

Но неравнодушные работники авиационно-технической базы предприятия, ветераны производства решили сохранить этот самолёт, обратились за поддержкой к руководству организации, к администрации города и района. Заручившись согласием главы Николаевского района А.М. Леонова сохранить самолет как раритет малой авиации, занялись восстановлением машины.

Не дали самолёту уйти в небытие начальник цеха технического обслуживания воздушных судов Александр Лобастов, инженер участка вспомогательного производства Геннадий Вертинский и инженер Сергей Луцев. Покрыли крыло и стабилизатор металлической пластиной, выполнили покраску. Реставрацией занимались в свободное от работы время на протяжении почти трёх лет.

Деньги на все работы собирали сами: существенно помогли сотрудники лётной службы и пара неравнодушных жителей города. Один из них диспетчер

Валерий Шуйский, он же помог и в устройстве постамента. Местом «посадки» самолёта, совершающего свой заключительный полёт, определили не перрон, как первоначально предлагало авиапредприятие, а площадку на территории аэропорта, напротив аэровокзала, чтобы все люди могли его увидеть. Содействие в продвижении решения оказала заместитель главы администрации Николаевского района по социальным вопросам С.В. Еремина.

Вопрос с установкой помогли решить бортмеханик Андрей Котов, депутат города от авиационного округа Евгений Беликов, предприниматели, ЗАО «Форпост»: соорудили постамент из бетонных плит, пробурили отверстия в грунте для крепления, краном перенесли судно, отбуксировали. Впереди — благоустройство площадки и установка ограждения (оно, как выяснилось по неадекватному поведению некоторых людей, стремящихся залезть на самолёт и вовнутрь, просто необходимо).

4 июня оставило яркий след в социальных сетях: фотографиями и видео с установки судна пестрила лента не только в Инстаграме. Установка памятника стала истинным событием для нижнеамурцев.

Информация прозвучала и в краевых СМИ, дошла до Москвы.

-Было бы наиболее яркой иллюстрацией истории полётов Ан-2, если бы корпус был установлен не на колёсах, а на лыжах, — говорит Александр Лобастов. — Взлётно-посадочной полосой в удалённых поселениях в основном являлся лёд.

Ан-2 — уникальный самолёт. Он даже занесён в Книгу рекордов Гиннеса как единственный в мире самолёт, выпускаемый более 60 лет — настолько совершенна его конструкция.

31 августа 1947 года Ан-2 впервые поднялся в небо. Тогда он еще назывался СХА-1, поскольку был опытным образцом многоцелевого биплана. Его построили в ОКБ Новосибирского авиационного завода им. Чкалова, а в серийное производство он уже пошел под названием Ан-2, в честь своего создателя — конструктора Олега Антонова. Незатейливый, но очень надежный, а главное — универсальный самолет оказался очень востребованным. До сих пор Ан-2 эксплуатируется почти в 30-ти странах мира.

Такое уважительное отношение именно к этому самолёту оправданно. В 1951 году, когда в Николаевске-на-Амуре был организован 144 объединенный авиаотряд, пришёл и первый самолет Ан-2. Были времена, когда на службе аэропорта Николаевска их было 44 единицы. Выполняли они самую разнообразную работу: доставляли в отдаленные поселки Николаевского района и в северные территории края грузы, почту, выполняли санзадания, возили пассажиров. Совершали в сутки по 12-15 полётов. Да что там — старожилы помнят добрые времена, когда в выходные дни доставляли поближе к Амурскому лиману десятки рыбаков-любителей. Самолет-труженик — так можно сказать об этой машине.

Теперь жители и гости нашего города смогут воочию, вблизи увидеть исторический самолет, который неофициально называют ещё «кукурузником”, «Аннушкой» или «Антошкой». Вскоре будет изготовлена памятная табличка о самолёте Ан-2. Это дань памяти людям, создавшим легкокрылую машину, и летчикам, бороздившим на ней северный воздушный океан.

В настоящее время обсуждается следующий шаг: авиаторы-энтузиасты планируют переместить с участка около старого здания аэровокзала к самолёту Ан-2 вертолёт Ми-2 вместе с постаментом. А пока — верим, что новый памятник люди примут с благодарностью. Так хочется полагаться на человеческую порядочность и уважение к мемориалам, чтобы не было необходимости принимать меры по охране: устанавливать ограждение и видеонаблюдение.

Людмила ПОПОВА, Нина НАЙДЁНОВА.

 

Поделиться

Анонс

Анонсы на 24 апреля

Сдача объекта состоялась, но официальное открытие с традиционным разрезанием ленточки пройдет немного позже..

Подробности читайте в газете «АЛ» за 24 апреля

Мама и папа совсем не постарели и не потеряли вкус к происходящему вокруг. Мы для них так и остались маленькими девчушками с задорными хвостиками волос на голове.

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Весенние каникулы. Знай наших! О чем переживают школьники? В преддверии пасхи. Недетские шалости. Читайте газету в газете «Молодежка 2.0».

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Вова в прошлом году сделал невозможное. Он получил особый приз за пять побед на Кубке Полиметала в Хабаровске. Репортаж в режиме онлайн провел корреспондент «АЛ».

.Подробности в газете «АЛ» за 17 апреля

x