Детство, опалённое войной

С содроганием в сердце каждый год мы вспоминаем страшную войну, которая забрала миллионы жизней. С искренней благодарностью каждый год мы чествуем тех, кто сражался за нашу Родину на фронте и усердно работал в тылу. С горечью и болью каждый год мы теряем участников и свидетелей того страшного военного времени.

Дети войны… Они наравне со взрослыми работали в тылу, переносили тяготы и лишения, верили и шли к Победе. Неизгладимый след оставило военное время в воспоминаниях совсем еще малышей и уже подростков той поры. Это поколение людей, которое может нам, современникам, доподлинно рассказать о пережитых ужасах войны. Благодаря историям из их жизни мы, нынешнее поколение, можем в полной мере увидеть картину той страшной кровопролитной войны.

Хочу рассказать вам об удивительной женщине — Лидии Ликандровне Бондарь, детство которой пришлось на суровые годы войны.

Родилась Лидия Ликандровна в селе Николо-Камышеватая Красноградского района Харьковской области. Когда началась война, она была семилетней девочкой. Большая семья с шестью детьми жила в 70 километрах от Харькова.

Сражение за Харьков в истории Великой Отечественной войны занимает отдельную трагическую страницу. Советское руководство отлично понимало стратегическое значение Харькова, вынужденно сданного немцам в октябре 1941 года практически без боя, и предприняло четыре масштабных стратегических операции по его освобождению. Все операции, кроме последней, закончились крупными неудачами, и только в августе 1943 года Харьков был окончательно освобожден.

Немцы были и в селе, в котором до войны жила мирной жизнью Лидия со своей семьей, целых три года они были в эпицентре военных событий. С приходом врага на родную землю уклад жизни людей резко изменился. Трудовые спокойные будни сменились на каждодневную тяжелую работу, тихие семейные вечера в теплых уютных домах заменили полные страха ночи в холодных землянках, сытая и счастливая жизнь обернулась голодом и болью.

Войдя в село, немцы поселились в домах местных жителей, а оккупированные люди были вынуждены рыть себе землянки, разрешалось бросить только немного соломы, приходилось спать на холодной сырой земле.

Когда только пришел враг, в селе был большой урожай огурцов, однако немцы все изъяли.

Самыми уязвимыми, по словам Лидии Ликандровны, были женщины, так как практически у всех были дети. Мать Лидии, Арина Мироновна Гордая, была вынуждена выполнять для врага всю работу по дому и хозяйству: готовила еду, мыла полы, стирала, пилила дрова, занималась огородом и работала в поле. Лидия помнит, как дети помогали маме собирать картофель, одни женщины копали, а другие собирали и в ящики складывали. Каждый день проходил в тяжелой работе и горе.

Немцы старшего возраста не были злыми, даже давали тушенку в пятилитровых банках, подкармливали детей. Но все это делали тайно, чтоб не видело начальство. Но молодые немцы были жестоки: вешали, расстреливали, пытали. Много людей в селе они убили.

Несколько трагических событий сохранилось в памяти Лидии Ликандровны. В одном из сражений за селом у немцев в реке застряли и потонули танки. Немецкое начальство расстреляло весь состав солдат и офицеров, которые участвовали в этой операции, расценив их поступок как измену Германии. Это событие вызвало ужас у местного населения.

Особенно страшными были события в центре села, где стоял дом, который некогда принадлежал богатому пану. Сначала там была школа, а в военное время его использовали как склад для пшеницы и овощей. После одного из поражений от советской армии обозлённые немцы согнали сельчан: детей, женщин, мужчин, закрыли их в том доме и подожгли. Остальных заставили стоять и смотреть на казнь невиновных и беспомощных. При любой попытке помочь сразу расстреливали.

Знаменитый Харьковский тракторный завод, который выпускал танки, немцы сравняли с землей, а восстанавливали его уже после войны.

Семья Лидии Ликандровны пережила много горя. Брат Гриша был убит при попытке достать хлеба для семьи, это было расценено как воровство, и его расстреляли. Среднюю сестру немцы угнали в Германию работать на заводе. Сестра Мария была также угнана в Германию, работала в семье, занималась хозяйством, огородом. Три года находилась в плену, где, по ее воспоминаниям, неплохо кормили, не издевались, не били. Освободили их американцы, после чего предоставили выбор: остаться в Германии или вернуться на Родину. Мария уехала в свое родное село. В послевоенное время два или три раза присылали ей деньги из Германии — как компенсацию. Но годы в плену не прошли бесследно, люди настороженно относились к ней, с недоверием, считали, что она может быть завербована немцами.

Отца, Ликандра Филипповича Лишенко, призвали на фронт в 1943 году, после снятия оккупации в их селе. Воевал он в стрелковых войсках, был снайпером. В боях получил ранения, лежал в госпитале, после войны шутил, что подлечили там его и откормили хорошо. Умер он в 1955 году, так как военные ранения не давали покоя.

Самым ярким воспоминанием военного времени для Лидии Ликандровны остались лошади. Весной, в разгар цветения садов, в их село зашла конная армия, мальчишки просились к солдатам на руки, чтоб те их покатали. На фоне железной тяжелой военной техники советские солдаты на лошадях были для них символом спасения, освобождения.

Письма с фронта, которые приходили в село, читали все вместе, люди в то время помогали друг другу, поддерживали, были одной большой дружной семьей, радости и горести разделяли все вместе.

В мае 1945 года в городах уже праздновали победу, но в деревне об окончании войны ещё не знали. Когда весть дошла и до них, солдаты от радости детей на руках носили и целовали.

С войны в деревню, где жила Лидия, вернулись всего два человека — отец Лидии и ещё один односельчанин, которому ампутировали ноги.

Позже в селе установили памятник советскому солдату-освободителю «Алеше», возле него в мирное время отмечали все праздники.

После войны сестра Мария с мужем по вербовке уехала на Дальний Восток, стала звать родных. Мать с отцом остались в Харькове, а Лидия переехала в Николаевск-на-Амуре. Здесь она работала на рыбных заводах: сначала на Коль-2, после его закрытия на Коль-1, затем на Петровской косе. Оттуда переехала на остров Байдуков, где познакомилась со своим будущим мужем.

Сейчас Лидия Ликандровна окружена заботой и вниманием близких. Не забывают её дети и внуки. На жизнь она смотрит с оптимизмом, и ее энергии можно только позавидовать.

Уважаемая Лидия Ликандровна, низкий поклон за ту сложную жизненную дорогу, по которой Вы прошли достойно, будучи участником исторических событий. Пусть добрые, хорошие воспоминания приходят чаще, чем плохие, а родные и близкие всегда поддерживают и любят Вас!

Полина Артемова, 10 класс, школа № 4.

Поделиться

Анонс

Анонсы на 24 апреля

Сдача объекта состоялась, но официальное открытие с традиционным разрезанием ленточки пройдет немного позже..

Подробности читайте в газете «АЛ» за 24 апреля

Мама и папа совсем не постарели и не потеряли вкус к происходящему вокруг. Мы для них так и остались маленькими девчушками с задорными хвостиками волос на голове.

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Весенние каникулы. Знай наших! О чем переживают школьники? В преддверии пасхи. Недетские шалости. Читайте газету в газете «Молодежка 2.0».

Подробности в газете «АЛ» за 24 апреля

Вова в прошлом году сделал невозможное. Он получил особый приз за пять побед на Кубке Полиметала в Хабаровске. Репортаж в режиме онлайн провел корреспондент «АЛ».

.Подробности в газете «АЛ» за 17 апреля

x